И катится евро с покоренных вершин…
28.11.2005 10:32
…гадание на кофейной гуще. Не существует экономической теории, которая бы точно могла предсказать судьбу того же доллара. Причина проста - отсутствие достаточного количества данных для анализа и огромное количество субъективных сиюминутных факторов.

Здесь как в старой советской поговорке – «знал бы прикуп, жил бы в Сочи». А кто из биржевых игроков по-крупному угадывает, те становятся Соросом в единственном числе.

Аналитики пророчили, что на фоне стабилизации цен на нефть и прогнозируемого снижения дефицита торгового баланса США доллар и дальше будет толстеть мелкими порциями. Ан нет. Торговый дефицит мирового лидера в сентябре увеличился до рекордных $66,1 млрд. «Ясновидящие» ожидали дефицит на уровне $62 млрд. Импорт вырос на 2,4% до исторического максимума в $171,3 млрд. При этом объем экспорта уменьшился на 2,6% до $105,2 млрд. Разумеется, больший дефицит торгового баланса требует большего объема долларового агрегата, который необходимо конвертировать в другие валюты с целью расчетов за импорт.

Все в глобализированном мире взаимосвязано. К середине ноября курс европейской валюты по отношению к американской на мировых валютных биржах на фоне уличного бунта во Франции снизился до двухлетнего минимума – за доллар давали 1,18 евро.

От укрепления евро страдала, прежде всего, сама Европа. К примеру, прирост экономики одного из лидеров ЕС Франции в прошлом году был нулевым. Но в 3-м квартале 2005 года по мере укрепления доллара, повысившим конкурентоспособность экспортеров, и увеличения потребительских расходов ВВП Франции ожил и подрос на 0,7% по сравнению со 2-м кварталом. Результат превысил прогноз аналитиков, ожидавших рост на 0,5%. ВВП Франции во 2-м квартале вырос всего на 0,1%.

Кроме прочего, возможно, начинают сказываться решения февральской встречи министров финансов «большой семерки», которые решали, как быть с дорожавшим долларом. Нам не дано знать о всех перипетиях той встречи лидеров мировой экономики, но то, что главные финансисты приняли технические решения, несомненно.

А нам не все равно

Какие возможны последствия для экономики Украины от укрепления евро или девальвации доллара (как кому нравится)? 2004 год для Украины стал лучшим за 14 лет независимости. Бакс худел по отношению к евро и был стабильным к гривне. От чего доходы населения в долларах были незыблемы и рынки работали без нервотрепки. Однако курс нацвалюты, находясь в одной упряжке с долларом, по отношению к евро снижался. Это в прошлом году принесло державе рост на 3 629,6 млн. долларов внешнеэкономической деятельности по сравнению с 2003 годом.

Госкомстат засвидетельствовал экспорт товаров в 2004 году в размере $32 672,3 млн., а его рост увеличился на 41,6% по сравнению с 2003 годом. Импорт вырос на 26% и составил $28 996 млн.

Львиная доля украинского экспорта увязана с долларом, ведь большинство «металлических» контрактов (до 90%) номинируется именно в долларах, да и рыночные площадки, где торгуют слябами и трубами, работают на долларе. Снижение стоимости металлоизделий на мировых рынках связано не с удешевлением доллара относительно евро, а с кризисом перепроизводства – мировые излишки металла составляют около 5% от объема рынка. Здесь надо бояться не мягкого колебания курса доллара к европейской валюте, а все увеличивающейся напряженности на рынке стали. Металлическое братство единодушно во мнении, что к 2007 году спад мирового производства металлоизделий составит не менее 30%. Для экономики Украины это будет удар под дых.

На фоне стагнации металлургического комплекса за 10 месяцев текущего года получили снижение темпов роста экспорта в 6,3 раза (!) и снижение объемов импорта всего на 4%. До конца года, учитывая опережающую динамику импорта, положительное сальдо торгового баланса за 9 месяцев – 1,62 млрд. долл. – будет переведено в отрицательную величину с нарастающим итогом.

При резком сокращении поступления валюты от продажи металла, незыблемо высоком внешнем долге, росте дефицита бюджета и стремительном увеличении импорта, НБУ будет обречен на дополнительную эмиссию гривны. Поступление на внутренний рынок иностранной валюты с «заробитчанских» денег может только демпфировать ситуацию, но уже не спасет ее.

Теперь наступил момент, когда ситуация существенно изменилась. Евро за последние три месяца «сдулось» на 5 %. При наличии инфляции и неизменной политики по отношению к доллару, от которой страдают в первую очередь доходы экспортеров, но не население, и экспорте, составляющем 46% ВВП, активизируются большие риски для экономики страны в целом. В этой ситуации НБУ должен перейти на привязку в евро, что он пока и пытается делать.

В таком случае риски можно несколько нивелировать, но при этом усилится опасность снижения доходов населения в валюте. Так что, похоже, наступают времена и для экономики Украины, и для населения, когда кто-то обязательно пострадает, а то и все сразу.

Что касается внутренних факторов, подавляющих риски разбалансировки внутреннего рынка, то к ним в первую очередь необходимо отнести потенциал экономического роста за счет активизации внутреннего спроса. Для чего нужна истинно либеральная экономическая политика, устраняющая барьеры на пути роста доходов населения, мелкого и среднего бизнеса. Однако удержаться от налогового прессинга в условиях уже планируемого дефицита бюджета в размере 6% от его доходной части будет проблематично.

Риски для «пересичных» граждан

Последствия укрепления гривны по отношению к конвертируемым валютам для частного лица напрямую зависит от размера суммы, которой оперирует физлицо. Например, апрельское рукотворное ослабление доллара принесло некоторую относительную выгоду тем, кто зарплату получает в гривне, а на черный день делает сбережения в долларах. Чтобы прикупить 1000 баксов для этих целей, понадобится ресурс, меньший на 250 грн. И наоборот, теперь при снятии средств с долларового вклада для покупки дорогой, но необходимой вещи понадобится снимать больше баксов, да еще с учетом инфляции с двузначным числом. Суммы потерь не смертельные, однако достаточные, чтобы задуматься о валютных вкладах на ближайшее будущее.

Если же гражданин нарастил свои денежные обороты до нескольких десятков тысяч долл. в месяц, то обязан знать, как уберечься от правительственных новаций в области курсообразования.

Для рядового украинца важно другое – чтобы курс гривны не рухнул по отношению к конвертируемым валютам, как это было в 1994 году – в 50 раз, или в 1998 году - в 2,5 раза. В первом случае господин Пинзеник таким образом освобождался от советского наследия, а во втором - господин Ющенко от финансовых пирамид, им же и сконструированных.

При таком неустойчивом равновесии с явной тенденцией соскальзывания в крупный экономический кризис, очень важны партнерские отношения с Россией. Ее сверхвостребованные товары – нефть и газ – на много лет вперед являются надежным якорем, предохраняющим от выброса на скалы в штормящем море мировой экономики. Даже удешевление доллара в плане величины спроса со стороны мирового потребления углеводородов не могут подвергнуться радикальным изменениям, а значит и доходы российских компаний будут без резких колебаний.

И еще такой момент. Российский импорт предельно диверсифицирован, в отличие от украинского. Северные соседи закупают товары у многих стран мира, и именно по этой причине некоторое удешевление доллара не окажет сколь-либо значительное влияние на Россию. Конечно, при условии адекватных действий руководства страны.