Витя и Юля: «Война и мир» не по Толстому
01.12.2005 12:13
...формирования двух именных блоков запущен, и их участников уже вряд ли оттянешь от намеченных теплых мест в списках.

Интриги нашего двора

Тем не менее, заметно изменение взаимной риторики обоих оранжевых «заклятых друзей». Убийственные обвинения в смертных грехах, как минимум, отставлены до лучших времен.

В этом, конечно, прослеживается и общая закономерность нынешней кампании: по расхожему прогнозу, она «будет проходить до синяков, но не до крови», ведь ни одна из политических сил просто не сможет сформировать парламентское большинство в одиночку. А значит придется договариваться с бывшими конкурентами, следовательно, наносить им смертельные обиды не очень дальновидно.

Но в применении к нашим героям явно прослеживается еще один фактор. Согласно опросу Института социологии и политической психологии, в конфликте между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко 43% украинцев не поддерживают ни одну из сторон, еще 20% не могут определиться, 17,8% поддерживают Президента, 19,3% - Тимошенко.

При этом более трети опрошенных (33,8%), независимо от того, кого они поддерживают, выступают за возобновление взаимопонимания между указанными политиками, а против этого выступают 24,9% респондентов.

Отсюда директор Института Николай Слюсаревский считает, что в случае восстановления союза между главой государства и экс-премьером их блок мог бы набрать более 40% на выборах. По большому счету, столько же пророчит оранжевым Центр Разумкова, подконтрольный министру обороны Гриценко – даже по отдельности.

На этом фоне более банально выглядят действия команды Ющенко, регулярно провозглашающей в сторону Леди Ю: «Вернись – я все прощу». При условии, конечно, отказа от претензий на главный после политреформы государственный пост – главы правительства.

Ответные шаги экс-премьера куда более заковыристы. Главным «ноу-хау» последних дней стал тезис о том, что «Тимошенко не борется с Президентом». Дескать, это все «...пропаганда, которую не должны слушать. Ющенко – это Президент Украины, и он не будет баллотироваться в премьер-министры... Так как я и вся наша команда поддержала Виктора Ющенко – так же я призываю сплотиться вокруг избрания премьера, который будет олицетворять то, за что мы боролись».

Конечно, это «старые песни о главном» - выражаемое еще с сентября пламенное желание «помочь Виктору Андреевичу, избавив его от недостойного окружения», одновременно заменив его своими людьми. Но сам по себе лозунг довольно эффективен.

К чести команды главы государства, они вовремя заметили удачный ход конкурента и приняли адекватные меры. Им стало само название пропрезидентского объединения «блок Виктора Ющенко». Теперь уже каждому становится понятно, что в его составе идут люди, которым доверяет помаранчевый лидер, а не самозваные помощники от БЮТ.

Заодно решается «проблема Безсмертного» в виде его неуемного желания поставить «номером 1» настоящего шефа НСНУ. Хотя это и плохо согласуется с действующим избирательным законодательством. Возглавлять список «Нашей Украины» ныне может кто угодно – хоть и премьер Юрий Ехануров, но имя Президента все равно будет явно фигурировать в бюллетене.

В борьбе за союзников

Еще одной задачей партийного строительства стало привлечение как можно большего количества союзников. Даже если за ними не стоит почти ничего, кроме громкого названия. Ющенко удалось склонить на свою сторону националистов Ивченко, руховцев Тарасюка, промышленников и предпринимателей Кинаха, а также матвиенковскую часть УРП «Собор». Брэнд которой, впрочем, остался за ее прежним лидером.

Успехи «Батькивщины» выглядят пока что значительно более скромно – пока в ее активе однозначно остались лишь малочисленные социал-демократы Онопенко. Депутаты от «Собора» после раскола и перехода в БЮТ потеряли свой статус и теперь могут претендовать на роль просто членов фракции, но не равноправных союзников. Зато родная «Батькивщина» пополнилась весомой бизнес-группировкой, ранее называвшейся партией «Единая Украина» во главе с Богданом Губским.

Настоящая битва разгорелась за «Партию Реформы и Порядок». Здесь ситуация несколько напоминает «холодную войну», когда сверхдержавы вели себя по отношению друг к другу более-менее корректно, однако оттягивались в противостоянии по полной программе в странах «третьего мира» вроде Кубы, Вьетнама или Никарагуа.

Тимошенко так полюбила «порядочных реформаторов», что даже захотела их заглотнуть и переварить, на манер удава. Для этого союзникам был предложен на выбор «данайский дар»: иметь в блоке 20% мест, при условии вхождения целостной партией, или целых 30% - если ее деятели войдут в БЮТ в качестве частных лиц.

В результате ранее склонявшиеся к союзу с Тимошенко «реформисты» обещали «серьезно подумать» и переизбрали своим главой Пинзеника, особо ненавистного Леди Ю за «коллаборационизм». Однако потеряли из своих рядов знатного майдановца Николая Томенко.

Зато остальные верные соратники – Александр Зинченко и Михаил Бродский – пока пошли вразнос, проводя демарши относительно друг друга и слегка шантажируя Юлию Владимировну. Кто из них уйдет, а кто останется – пока неясно, да и не так уж важно.

«Война и мир»

Как видно, обе помаранчевых команды вовсю готовятся к ведению самостоятельной избирательной кампании, продолжая мешать конкуренту, хоть и менее жестко, чем раньше. Несмотря на то что время от времени в СМИ запускается очередная сказочка о «возможном альянсе БЮТ и НСНУ», серьезные политологи в нее давно не верят.

Видимо, Тимошенко самой надоела эта игра в объединение, и в субботу, 26 ноября, она откровенно заявила: «Наверное, нецелесообразно сегодня объединяться, потому что сегодня не президентские выборы, и нет такой дилеммы - объединиться и победить».

Так что не исключено, что в последующем в рамках такой парадигмы, согласно «высочайшему повелению» помаранчевой принцессы, ее отношения с «дорогим Виктором Андреевичем» будут именоваться «миром и сотрудничеством». Хотя на самом деле такое сотрудничество живо будет напоминать анекдот «Армянского радио»: «Будет ли третья мировая война?».

Остряки отвечали на это: «Войны не будет, но начнется такая борьба за мир, что камня на камне не останется...»