«Получение президентом первого биометрического паспорта – актуальный пример коррупции»
28.01.2015 12:51

Новости Украины – From-UA: - Добрый день, Владимир Маркович. Каковы главные причины рекордного уровня коррупции в Украине Вы можете назвать? Почему в европейских странах это явление существует в основном в высших эшелонах власти, а у нас – тотально и на всех уровнях?

Владимир Бойко: - Говорить о борьбе с коррупцией в Украине вообще некорректно. Что такое коррупция? Это получение личных материальных благ представителями государственной власти с использованием служебного положения. В «буржуазных» государствах, где представители власти являются наемными работниками, коррупция справедливо считается болезнью общества, которую необходимо лечить. И прежде всего, путем ликвидации причин, порождающих эту коррупцию.

Как «лечится» такая коррупция? Делается это очень просто: вся информация об источниках возможного незаконного обогащения чиновников (назначения и увольнения, должностные обязанности, движение бюджетных средств, право собственности на имущество, землю и т.д.), является открытой. А сами служащие государственных органов и органов местного самоуправления, находятся под неусыпным контролем граждан, которые и сообщают о возможных нарушениях закона. При этом сообщать есть куда – имеются государственные органы, осуществляющие надзор за соблюдением законности субъектами публичного права. Ведь для того, чтобы украсть, чиновник сначала должен что-то нарушить: закон, инструкцию либо нормативно-правовой акт. Вот эти нарушения и выявляются по жалобам граждан.

Что касается Украины, то наша страна - типично феодальное государство. Точнее – феодально-сословное. В такой стране коррупция является «становым хребтом» государственного механизма. Если на секунду представить, что в таком государстве коррупция исчезнет, то рухнет вся машина управления. Поэтому коррупция в Украине не столько норма, сколько неотъемлемый элемент существования общественного строя.

Особенностью любого феодального государства является неразделенность власти на независимые ветви. В силу этого государственный бюджет и прочие материальные элементы системы принадлежат не налогоплательщикам, а господствующему сословию во главе с «верховным правителем». Как следствие – государственные должности банально продаются. При этом цена определяется тем доходом, который приносит та или иная должность.

Кстати, получение президентом Петром Порошенко первого биометрического паспорта - актуальный пример коррупции, абсолютно немыслимый для «буржуазного» государства. Вопрос: мог ли Петр Алексеевич стать владельцем паспорта №1 без стояния в очередях и доплат посредникам, если бы он работал, например, таксистом или сторожем? Конечно же, нет. Паспорт он получил, используя свое служебное положение. А это и есть та самая коррупция, о необходимости борьбы с которой на каждом углу «чешут языками» украинские политики.

Новости Украины – From-UA: - Но ведь сегодня власть активно борется с коррупцией. Проводится люстрация, коррупционеров минувшей власти массово увольняют. Неужели и эти меры не помогут хотя бы снизить настолько высокий уровень этого вредного явления?

Владимир Бойко: - Безусловно, это ничего не даст. Я не сомневаюсь, что учрежденное Антикоррупционное бюро со временем превратится в наиболее коррумпированный орган в стране.

Замечу, что всплеску коррупции также способствует Закон Украины «О прокуратуре», внесенный в свое время в Верховную Раду президентом Виктором Януковичем и принятый 14 октября 2014 года. Он предусматривает отмену функции прокуратуры по надзору за соблюдением законности государственными и муниципальными служащими, борьбу с коррупцией и даже исключает прием граждан в органах прокуратуры.

Новости Украины – From-UA: - Но что же тогда делать?

Владимир Бойко: - Рецепт преодоления коррупции в Украине может быть только один – конституционная реформа с разделением власти на отдельные независимые ветви и создание институтов гражданского общества. Например, во Франции для осуществления такой реформы в центре Парижа когда-то даже пришлось установить гильотину. И похоже, что ситуация в Украине также начинает развиваться по такому французскому сценарию. Ведь правящая аристократия не желает добровольно отказываться от своих сословных прав и привилегий. Прежде всего – от права «запускать руку» в казну и обирать украинцев.

Новости Украины – From-UA: - Некоторые эксперты утверждают, что причина коррупции заключается в низких зарплатах украинских чиновников. Мол, вот в Грузии в свое время подняли зарплаты госслужащим, и коррупция там практически исчезла. Не кажется ли Вам, что рост зарплат не решит проблему – все равно будут брать, ведь «денег много не бывает»?

Владимир Бойко: - Я считаю, что причина коррупции – в феодально-сословных общественных отношениях. Именно они порождают государственный аппарат, который в своей деятельности собирает подати и распределяет их среди представителей правящего «сословия».

Что касается низких официальных зарплат чиновников, то это не причина коррупции, а скорее «предохранительный механизм», учрежденный с одной целью – не допускать в «сословие» чиновников честных людей. Честный на такую работу просто не пойдет. Таким образом, посредством маленьких зарплат и действует механизм кадрового отбора.

Но даже если  в Украине поднять зарплату чиновникам, это ровным счетом ничего не изменит – появятся другие механизмы отсеивания порядочных людей.

Новости Украины – From-UA: - Осенью прошлого года Верховная Рада создала Антикоррупционное бюро как главный институт по борьбе с коррупцией. Способно ли это ведомство снизить уровень коррупции на практике?

Владимир Бойко: - Сегодня в Украине действуют четыре основных органа, которые призваны бороться с коррупцией: милиция, налоговая милиция, Служба безопасности Украины и прокуратура. Создание еще одного, пятого, органа – это не очень удачная шутка не очень далеких людей. Что сейчас мешает Генпрокуратуре или СБУ привлекать к ответственности министров и их заместителей? Неужели отсутствие еще одного органа?

Идея создать Антикоррупционное бюро возникла в связи с тем, что в качестве условия выплаты очередного транша, который планировался на декабрь прошлого года, Международный валютный фонд потребовал принять меры к обузданию коррупции. Представители Украины думали не долго: раз есть коррупция, давайте запишем в план «принятие закона о создании Антикоррупционного бюро». МВФ согласился. Более того, был выделен международный грант для написания проекта соответствующего закона. Как и всякий подобный грант, он предполагал солидную премию в случае, если законопроект будет принят хотя бы в первом чтении. По этой причине, кстати сказать, разработчики пришли с ведрами помидоров под Верховную Раду и пообещали депутатам забросать их томатами, если закон не будет принят.

Так что потуги по созданию Антикоррупционного бюро носят чисто декоративный характер. Это новосозданное ведомство – аналог Главного следственного управления Генпрокуратуры и двух подразделений МВС Украины, объединенных под одной крышей. После создания такого бюро часть уголовных дел, в которых фигурируют высокопоставленные должностные лица, будут переданы из ГПУ и МВД в это бюро – вот и вся «антикоррупционная реформа». Причем это будут дела исключительно против руководителей прежнего режима. Нынешние же министры за свою свободу могут не переживать.

Новости Украины – From-UA: - Не кажется ли Вам, что украинцы подпитывают коррупцию, когда сами предлагают взятки, не желая заполнять документы или осуществлять другие действия самостоятельно?

Владимир Бойко: - Я не думаю, что люди подпитывают коррупцию. Дело в том, что в нашей стране создана система изощренного вымогательства, направленная на лишение прав тех граждан, которые отказываются платить чиновникам и на запугивание менее стойких личностей.

Приведу конкретный пример – денежные «поборы» со спортсменов. Я знаю досконально эту систему, поскольку сам долгое время вынужденно давал взятки.

В Министерстве молодежи и спорта Украины отлажена система – каждый спортсмен должен платить. Если он получил на соревнованиях денежный приз – половину обязан отдать «смотрящему» от министерства. За включение в список сборной команды – заплати; за включение в приказ на поездку (за свой счет!) на соревнования – заплати; за допуск к участию в государственных соревнованиях, которые проводятся за счет бюджета (чемпионаты, Кубки Украины), заплати.

Эта система поборов настолько усовершенствовалась, что сегодня сотрудники министерства заимели собственные псевдообщественные организации, зарегистрированные либо на них, либо на их друзей. При этом к участию в государственных соревнованиях допускаются только те спортсмены, которые предъявили квитанцию на уплату той или иной общественной организации «невозвратной финансовой помощи, без НДС». При этом если во времена Януковича чиновники все-таки пытались соблюдать видимость приличия и, требуя деньги, выходили из кабинета в коридор, то сейчас, особенно после назначения министром молодежи и спорта Игоря Жданова, коррупционная вакханалия превзошла все мыслимые размеры.

Приведу пример. В начале мая 2014 года я как тренер по парашютному спорту, организатор соревнований по парашютному многоборью (прыжки с парашютом на точность приземления, легкоатлетический бег, плаванье), руководитель спортивной организации, капитан единственной в Украине профессиональной команды по парашютному многоборью был приглашен в Министерство молодежи и спорта. Там два заместителя министра представили мне «смотрящего» - какого-то депутата Харьковского областного совета от Партии Регионов, через которого спортсмены должны передавать деньги за допуск к участию в государственных соревнованиях. Я, естественно, развернулся и покинул этот «серпентарий», отказавшись разговаривать. В отместку тогдашний министр Дмитрий Булатов издал приказ, в котором вообще исключил парашютное многоборье из Единой спортивной классификации Украины и запретил соревнования по этой дисциплине.

И это при том, что парашютное многоборье является основой военно-патриотического воспитания молодежи и в стране действует несколько клубов, развивающих эту дисциплину, в том числе один – государственный. Спортсмены никогда не просили ни копейки из бюджета: у нас есть спонсоры, которые оплачивали проведение соревнований, зарубежные поездки команды. Мне предлагали формально признать систему денежных поборов, платить хоть минимальные деньги, но платить. Но министр не может допустить «бунта на корабле». Ведь тогда сегодня откажутся платить парашютисты, завтра – легкоатлеты, а послезавтра сотрудникам министерства и вовсе придется жить на одну зарплату.

И второй момент. Я все-таки имею определенный социальный вес – более 20 лет в журналистике, являюсь специалистом в области спортивного права, возглавляю Консультативный совет при Генеральной прокуратуре Украины. И при этом руководители Министерства молодежи и спорта не боятся вымогать у меня деньги, а также отказываются выполнять десятки судебных решений, вынесенных по моим искам к министерству. А что делать рядовым спортсменам? Если они не будут платить – их просто вышвырнут из спорта.

Поэтому до тех пор, пока нынешнего министра и хотя бы парочку его заместителей не выведут из рабочих кабинетов в наручниках, денежные поборы не прекратятся.

Новости Украины – From-UA: - Можно ли побороть коррупцию в нашей стране, используя мировой опыт других стран, например, того же Европейского Союза? Либо Украина должна найти свой собственный уникальный способ борьбы с этим вредным явлением?

Владимир Бойко: - Бороться с коррупцией можно только лишь одним способом – ликвидировать ее причины. Прежде всего, должно быть отменено сословное деление общества, власть разделена на независимые ветви, определено место органов прокуратуры в государственной системе. Также необходимо создать институт надзора за соблюдением законности органами публичного права и их должностными лицами, а высшее сословие (президент, министры, депутаты) должно превратиться в чиновников, нанятых на работу. Это и есть тот самый «европейский механизм», который народы Европы накапливали в течение столетий. Никакого иного варианта нет и быть не может.

А что касается менталитета, то тезис Карла Маркса «бытие определяет сознание» – это не досужая выдумка. Менталитет наших граждан моментально меняется, как только они попадают в иную общественную среду.

Новости Украины – From-UA: - Давайте немножко пофантазируем. А не кажется ли Вам, что коррупция начнет исчезать только в случае какого-нибудь жесткого военного переворота, когда всю власть в Украине сконцентрирует в руках настоящая «военная хунта»?

Владимир Бойко: - Автократизму коррупция чужда – это факт общеизвестный. Поскольку автократизм наделяет правом на владение общественным достоянием весьма незначительный круг лиц, этот круг стремится отсечь конкурентов. Однако создать эффективные механизмы контроля чиновников автократизм не в состоянии – коррупция процветала в Советском Союзе и отнюдь не исчезла в Китае, на Кубе или в Венесуэле.

Автократизм неэффективен во всех своих проявлениях, в том числе и в аспекте борьбы с коррупцией. Коррупцию могут если не уничтожить, то, во всяком случае, свести к терпимому минимуму только институты гражданского общества при наличии органов государственного надзора, которые бы реагировали надлежащим образом на обращения граждан.

Валерий Савицкий
Новости Украины – From-UA