Бортник: «Набор реальных конкурентов на выборы есть, в вагон вскакивают Вакарчук, Зеленский и остальные»
05.01.2018 14:59

О политических результатах прошлого года, а также о прогнозах на новый, о том, что украинские политики делали не так и какое наказание за это понесут, в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал политолог, директор Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Новости Украины – From-UA: - Руслан Олегович, добрый день! Рады слышать вас в Новом году. Перед тем, как поговорить о прогнозах на этот год, давайте кратко подведем итоги прошлого. Какие изменения в политике произошли за 2017 год?

Руслан Бортник: - Если говорить о политических итогах, то они есть внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитические итоги, наверно, состоят в том, что в прошлом году полностью завершилось формирование президентской модели управления в государстве. Несмотря на то, что у нас по Конституции парламентско-президентская страна, по факту у нас стала чисто президентская. Президент кроме контроля над парламентом, над органами исполнительной власти получил полный контроль над судебной ветвью власти, по большому счету, полную власть, ну и, соответственно, полную ответственность.

Ту власть, которую сегодня имеет Порошенко, не имели ни Янукович, ни Кучма до него. У тех была достаточно сильная оппозиция не только внутри парламента, но и судебная оппозиция, прокурорская, административная, академическая и т. д. Всего этого сегодня нет. Во внутриполитическом дискурсе, я считаю, есть состояние комы, в которую попало социальное сознание украинцев. На фоне социального, экономического и политического кризисов только 40% украинцев готовы банально ходить голосовать, а 60% не готовы даже голосовать и демонстрировать любую политическую активность, то есть ощущается социальное отчуждение общества от государства, фрагментация этого общества на несколько кластеров.

Ни один вопрос сегодня не объединяет украинцев. Если поставить вопрос, который касается политики, внешнеполитической ориентации, истории, гуманитарной политики, мы получим, в лучшем случае, 70 на 30, а чаще 55 на 45 или 60 на 40. То есть социальное отчуждение в обществе, социальная анемия, которая является, наверно, результатом того глубочайшего разочарования политикой и политиками на фоне того, что они сделали сегодня с нашей страной.

От прошлого года мы получили серьезные внешнеполитические последствия. Прежде всего, однозначно наблюдается усталость Запада от Украины. Наблюдается на целом перечне критических антикоррупционных публикаций, жестких заявлений о ситуации конфликта между ГПУ и НАБУ, который мы видели в последнее время. Наблюдаются на фоне все более и более звучащих голосов в рамках ПАСЕ, Восточного саммита, ЕС, международных организаций о том, что в Украине что-то идет не так. Особенно ярко это проявилось на примере языка обучения, звучит все больше и больше критики об этом законе. Наблюдается на фоне банального физического сокращения визитов украинского президента, приблизительно на треть по сравнению с предыдущим годом, уменьшением влияния наших западных партнеров на украинскую ситуацию. И я бы даже сказал определенное раздражение такой догматичной, иррациональной часто позицией Украины на внешнеполитической арене. Особенно ярко это раздражение проступило на примере голосования в ПАСЕ, когда украинский кандидат проиграл, несмотря на то, что мы свалили Аграмунта. Более того, ПАСЕ проголосовала за инструменты механизма восстановления российской делегации в рамках этой международной организации.

Вторым элементом этого внешнеполитического последствия является изоляция нашей страны. Мы видели, что в прошлом году у нас серьезно ухудшились отношения по всему периметру границ. Теперь не только Россия, но и Беларусь, Польша, Венгрия, Румыния, Молдова, Армения буквально в последние дни и многие другие страны, с которыми мы вступили в открытые, публичные и абсолютно не необходимые конфликты. По большому счету, мы оказались если не в глобальной, то в региональной изоляции точно. У нас не отсталость ни одного соседа-партнера, по большому счету ни одной страны, с которой у нас были бы хорошие, близкие к идеальным отношения. Это следствие нашей иррациональной дипломатии, попыток однобоко вмешиваться, переписывать историю, попытка игнорировать права национальных меньшинств стран-соседей, которые сегодня проживают на наших территориях.

Новости Украины – From-UA: - Какие у вас прогнозы на 2018 год, что поменяется, кто поменяется?

Руслан Бортник: - Я думаю, нас ожидает переформатирование коалиции и правительства. Переформатирование коалиции будет неформальным. То есть формальный союз между БПП и «Народным фронтом» сохранится, но реально коалиция будет абсолютно другой, потому что БПП нечего сегодня предложить «Народному фронту» на 2019 год. Максимум, что они могут предложить, это чисто мажоритарная система и лоббирование через мажоритарные округа, что многих в «Народном фронте» не удовлетворит. Поэтому реальная коалиция, скорее всего, будет другой — на базе БПП, фракции-«болота» типа «Воли народа», Радикальной партии Ляшко, и голосование будет достаточно ситуативным.

Нас ожидает масштабное переформатирование в Кабмине. У нас сегодня 40 вакансий в правительстве и центральных органах исполнительной власти, начиная от трех министров, вакантных на сегодня, заканчивая членами ЦИК и многими госпредприятиями, центральными органами исполнительной власти, например, фискальная служба, Фонд госимущества, глава НБУ, в конце концов, — очень много вакансий, которые необходимо переделить в рамках нынешней системы. Но поскольку уровень недоверия между БПП, «Народным фронтом» и другими игроками глубочайший, то переделить это можно только пакетом, то есть одновременно. Более того, сейчас можно еще потерпеть, но ближе к выборам, к лету-осени, все равно необходимо будет это сделать, потому что без руководителей в этих креслах эффективность функционирования этих органов будет ниже, что может иметь критический эффект во время выборов.

Нас ожидает в дальнейшем огромное количество коррупционных скандалов, дальнейшая война, может быть, даже усиление войны между классическими нашими правоохранительными органами, СБУ и НАБУ, и САП. Эта война не завершена, она даже не сбавила оборотов. Мы видим атаку НАБУ на Минюст, с одной стороны. С другой стороны, мы видим сегодня попытку протащить через комитет новых аудиторов, которые позволили бы создать условия для увольнения Сытника. Если его все-таки снимут на протяжении года, вероятно, он может стать одним из кандидатов если не в президенты, то в верхние списки политических партий.

Этот год предвыборный, это год уже таких политических праймериз, когда все политические игроки, большие и малые, будут пытаться создавать максимальный шум, потому что они проводят фандрайзинг, это если сказать по-умному, толерантно, а на самом деле они собирают деньги и упрашивают олигархов инвестировать в свои политические проекты. Поэтому уровень конфликтности, безусловно, в этом году возрастет, но выйдет на пик уже в 2019 году.

Во второй половине этого года серьезно возрастет риск эскалации боевых действий на Донбассе. Связано это с тремя факторами, двумя внешними и одним внутренним. Первый фактор — это то, что США в этом году планируют серьезно ужесточить свои санкции в отношении России и российских граждан. Ожидаем в феврале новый пакет персональных санкций, который, скорее всего, будет реализован ближе к лету, соответственно, отношения между США и Россией еще больше усугубятся и ожесточатся. Поскольку Украина является одним из театров этого противостояния, то это обязательно скажется и на нас.

Второе — у России развяжутся руки. Пройдут выборы президента в марте, проведут Чемпионат мира по футболу летом, и дальше вновь избранный Путин с развязанными руками, без чувства необходимости пританцовывать и заигрывать, сохранять отношения с Западом (потому что пока что ничего больше такого типа мундиаля в России не планируется, Россия не претендует на них), может занять более жесткую, абсолютно непримиримую позицию относительно кризиса в Украине и Украины в целом.

И третий фактор — это выборы у нас. Выборы сами по себе элемент нестабильности. С одной стороны, это ситуация, при которой внешние политические силы попытаются осенью-зимой разыграть свои карты на украинских электоральных площадках. С другой стороны, есть большой соблазн всегда со стороны власти, со стороны партии войны использовать ее как элемент подавления внутренней оппозиции и вообще инакомыслия. Эти три фактора в совокупности могут дать нам разогревание конфликта на Донбассе и серьезные кризисы там.

Новости Украины – From-UA: - То есть Вы считаете, что не удастся власти в этом году добиться успеха в переговорах и вернуть Донбасс?

Руслан Бортник: - Не удастся. Сегодня ни мы, ни Россия недоговороспособны. Сегодня любой вариант возвращения Донбасса — это компромисс, а компромисс означает взаимные уступки. Сегодня Россия не хочет уступать, а наше политическое руководство не может уступать, потому что это обязательно сделает его целью для правых радикалов.

Новости Украины – From-UA: - Уже в этом году весь украинский политикум будет активно готовиться к выборам. Чем вообще выборы обернутся для страны? Кого мы увидим из новых лиц в политике?

Руслан Бортник: - Что касается президентской кампании, для новых лиц уже поздно, нет времени зажигаться. По большому счету, набор реальных конкурентов уже сегодня лежит на столе. В последний вагон уже вскакивают Вакарчук, Зеленский и все остальные. Новый лидер может появиться только в случае какого-то апокалиптического сценария, какой-то глобальной пертурбации в нашем обществе. Что касается парламентских выборов, то я думаю, что появятся интересные лица второй, третьей категории, прежде всего, представители региональных элит и региональных политических сил. Но все же будущую коалицию и ключевой результат выборов будут формировать и определять уже существующие политические игроки. Это восемь политических сил, которые по последним социологическим опросам попадают в парламент. Ожидать, что к ним еще кто-то присоединится, пока что достаточно сложно. Максимум еще один игрок, не более того.

Главные кандидаты — это, конечно, Тимошенко, Порошенко, Вакарчук, Бойко или Рабинович. Свои голоса наберут также Ляшко, Садовой, Тягнибок и Зеленский, если пойдет на выборы. Это ключевая колода, из чего придется выбирать. Будет кандидатов, конечно, намного больше, но они не будут конкурентны.

Новости Украины – From-UA: - Как вы считаете, борьба будет между ними жесткой, или уже наперед все предрешено?

Руслан Бортник: - Борьба будет не на жизнь, а на смерть. И будет очень жесткая кампания, потому что, по большому счету, кто бы ни выиграл эту кампанию, кроме действующего президента, он обязательно начнет расследовать, пиариться на «попередниках» и начнет преследовать предшественников, обвинять их во всех социально-экономических кризисах. А их есть в чем обвинить.

Выиграет прозападный кандидат — тогда в полной мере заработает НАБУ и прозападные структуры, будет и уголовное преследование. Придет какая-то контрреволюция, выиграет представитель нынешней оппозиции, не прозападной оппозиции, тоже будет обязательно преследование «попередников».

Новости Украины – From-UA: - Ждать ли в начале года нового майдана? Сможет ли Саакашвили раскачать общество?

Руслан Бортник: - Саакашвили — это как раз всадник апокалипсиса, потому что по закону он не может баллотироваться. У него нет не только гражданства, у него нет и ценза оседлости, что требуется по Конституции. Для того, чтобы баллотироваться в президенты, надо проживать в Украине последних 10 лет, а он недостаточно проживает в стране. Он сможет баллотироваться только тогда, когда отменят украинскую Конституцию и украинское законодательство, ныне действующее. Поэтому Саакашвили, Ярош, Семенченко, Парасюк — это как раз всадники апокалипсиса, это люди, которые могут получить шанс только в случае каких-то апокалиптических сценариев.

Я не думаю, что сегодня акции Саакашвили могут трансформироваться в полноценный Майдан, потому что мы сегодня видим, что само движения Саакашвили расколото на две части: политиков, которые склонны договариваться и торговаться, и военно-радикальную часть под управлением Семена Семенченко, которая готова на самые радикальные вооруженные действия. Поэтому Майдана может не получиться, но существуют варианты разного рода силовых сценариев, силовых захватов, силовых давлений.

Но в то же время, на фоне того, что на сегодня властью недовольны 70-90% украинцев, любое резонансное событие может спровоцировать масштабные социальные выступления. Сегодня призрак Майдана, такой «черный лебедь» украинской политики, будет постоянно витать над головами, и он может случиться в любой момент, а может не случиться никогда, может так и не найтись лидера и мецената для этих событий. Поэтому я не берусь прогнозировать. Если останется нынешний тренд последних месяцев, то Майдана не будет, но ситуация крайне хрупкая. Майдан может случиться в любой момент, его может спровоцировать что угодно — насилие со стороны силовиков, очередной коррупционный скандал, пленки Онищенко, резонансное ДТП.

Новости Украины – From-UA: - Руслан Олегович, какие еще у вас есть предположения насчет апокалиптических движений у нас в стране в этом году?

Руслан Бортник: - Существует вероятность силовых сценариев попыток переворотов или недопереворотов, захвата отдельных учреждений, тех или иных ветвей власти. Такой вариант существует. Существует и вариант публичного кризиса и конфликта МВФ с БПП, после чего власть распадется и даже номинально коалиция распадется, и неформально может сформироваться другая оппозиционная президенту коалиция. Потому что «Народный фронт» может потенциально сотрудничать с Тимошенко, у которой есть что предложить ему.

Существует вариант активизации боевых действий и внешнего вмешательства на Донбассе, который может стать детонатором политического кризиса. Тогда события могут пойти намного быстрее в Украине, и 2018 год может закончиться сменой власти. Это то, что прогнозируется, это те «черные лебеди», которые видны на горизонте, но ситуация очень хрупкая, уровень легитимности власти очень низкий, силовики не лояльны к власти. Это ситуация, когда верхи не могут, а низы не хотят, или наоборот. И это в любой момент может быть переиграно.

Экономический кризис будет находиться на том же уровне, более того, будут добавляться внешнеэкономические факторы. Это очень важный вопрос, потому что нам за три года надо отдать 28 млрд долл. Причем часть из этих кредитов (а их нельзя реструктуризировать, это международные организации) только в следующем году нам надо отдать более 5 млрд долл. внешних долгов. Вероятно, в этом году будет признано, что мы публично проиграем дело о трех миллиардах Януковича, это еще больше увеличит долговую нагрузку. Внешние заимствования со стороны ЕС и МВФ очень ограничены и выдаются только под жесткие антикоррупционные условия, которые подрывают нынешнюю модель управления. То есть экономика будет стагнировать с высоким уровнем инфляции, с высоким риском постоянного дефолта. А это еще один кризис, который нас будет ожидать.

Юлия Процышена
Новости Украины – From-UA