Александр Меламуд
09.06.2021 11:00

Мы постарались сделать интервью, не зацикливаясь на одной теме. Международные отношения, в частности Украина-Белоруссия, экономическое партнерство с Россией. Локдаун и его влияние на жизнь граждан Украины. Деньги и где их хранить. Коронавирус и вакцина. Даже семейные отношения – всё это тут, в эксклюзивном интервью корреспондента интернет-издания "Новости Украины – From-UA" с известным бизнесменом и общественным деятелем Александром Меламудом.

Новости Украины – From-UA: - Александр Леонидович, добрый день! На ситуацию с закрытием неба с нашими белорусскими соседями вы отреагировали так: «Нафига нам окончательно разругиваться с белорусами. Промолчать нельзя было?». Могли бы теперь подробнее объяснить свою позицию? Как Лукашенко может поступить по отношению к Украине и что тогда произойдет?

Александр Меламуд: - Что-то будет наверняка, а что — не знаю. Мы же сейчас получаем нефтепродукты с Мозырского завода (Белоруссия. – Ред.). Когда у нас критическая ситуация с электричеством, мы закупаем российскую или белорусскую электроэнергию (а там вообще объединенная энергосистема), но закупаем её через Беларусь. Мы получаем от них много других вещей, которые являются для нас критическим импортом. И в этой ситуации зачем это нужно, непонятно.

Если говорить об Украине, мы в 2016 году сделали то же самое, когда посадили самолет с Мартиросяном. И есть в сети запись переговоров диспетчера с пилотом, где диспетчер реально угрожал пилоту: «если не подчинитесь, поднимем истребители». Но это не значит, что я оправдываю Лукашенко. Любое нарушение правил в угоду кому-то — это безобразие. Но в данной ситуации надо было вести себя более гибко, потому что это чужая история, это чужие вопросы, это чужие проблемы, которые нас вообще никак не касаются. Зачем нам лезть во внутренние дела Беларуси? Сейчас на фоне этой ситуации возникло очень много неудобств для граждан Украины. Представьте себе: прямого самолета с Россией нет, поезда тоже. В то же время мы понимаем, какие родственные и дружеские связи между гражданами России и Украины. Да, можно летать через Варшаву, Прагу — но это же полный идиотизм. Я бываю в Москве, и я вижу реальную ситуацию: от 70 до 80% в Минске – это транзит пассажиров.

Нужно признать, что есть проблемы между странами, но между людьми проблем нет. Могут рассказывать трогательные истории сестры, братья, жены, детей — и что, их выбросить из-за этого? Кому от этого хорошо? Они вредят гражданам Украины тем, что они совершают необдуманные действия. Плюс они вредят экономике. Вот и вся моя позиция.

Новости Украины – From-UA: - НКРЭКП запретил импорт российской и белорусской электроэнергии до 1 октября 2021 года.

Александр Меламуд: - Потому что сейчас потребление электроэнергии немного спало, по крайней мере, бытовой. До 1 октября они прекратили, а потом посмотрим.

Александр Меламуд

Новости Украины – From-UA: - Вы родились в Кишиневе, живете в Киеве, а ваша семья – в Москве. Что общего у Молдовы, Украины и России? А что кардинально различает нас?

Александр Меламуд: - Да ничего не различает. По крайней мере, с Молдовой язык различает, там романская группа языков, но это, наверно, единственное. А больше глобально ничего. А Украину и Россию вообще ничего не отличает.

Новости Украины – From-UA: - Можно ли назвать Донбасс вторым Приднестровьем?

Александр Меламуд: - Нет. Приднестровье и Молдова сегодня живут мирно. Там нет никаких ограничений ни на въезд, ни на выезд. Я довольно часто езжу в Молдавию, и понятно, что самый короткий путь — это через Приднестровье. Там нет вообще никаких проблем. Приезжаешь в Приднестровье, проезжаешь 20-25 км по Приднестровью, и при выезде оттуда с молдавской стороны даже не везде пограничники стоят. С приднестровской стороны стоит армия, которая поддерживает порядок. У Приднестровья и Молдовы довольно крепкие экономические связи, и они ездят туда-обратно без каких-либо проблем. И надо сказать самое главное: такой жесткой войны, как здесь с Донбассом, между Молдавией и Приднестровьем не было.

Новости Украины – From-UA: - Бизнес в Украине. На что он похож? Расскажите, как выжил бизнес после локдауна?

Александр Меламуд: - Если не занимаешься торговлей оружием, наркотиками и чем-то, связанным с медицинскими какими-то вещами, то, конечно, бизнесу тяжело, потому что локдаун — это не просто закрытие, это понижение покупательной способности населения. А оно приводит к уменьшению продаж абсолютно во всех коммерческих структурах. Поэтому очень сложно. Другое дело, что у нас государство вообще никак не помогает. Мы же не говорим, что каким-то частным предпринимателям выплачиваются 8 тысяч грн — вот эти смешные деньги. Если больше не будет локдаунов, а я не столь оптимистично смотрю на дальнейшее развитие событий, потому как есть разные штаммы ковида, а вакцинация идет довольно медленно, так вот если не будет локдаунов, то как-то будем восстанавливаться. Если будут локдауны — значит, дальше будем проседать.

Новости Украины – From-UA: - Вы один из немногих руководителей, которые не брали плату за аренду во время локдауна. Чем вы руководствовались?

Александр Меламуд: - Так с чего они могут платить? У арендаторов разве были деньги? Я мог, конечно, попробовать взять с них аренду, но они покрутят у виска и скажут: «Парень, ты с ума не сошел? Чем платить?». Ну, значит, мы бы потеряли кучу арендаторов. Я не думаю, что я один из немногих, я думаю, что таких арендодателей довольно много. Мы брали только коммунальные платежи, они же все равно возникают, думаю, так поступало большинство руководителей ТРЦ.

И так много компаний закрылось. После каждого локдауна какие-то структуры уже не могли открыться — они просто не выдерживали. Не из-за аренды. Они не выдерживали, потому что люди уходили. Бизнес — это как локомотив: ты его запустил, и дальше он движется по инерции, но сам запуск очень сложный, он требует и денег, и сил. И если его искусственно остановили, его надо запускать заново во многих случаях. Поэтому мелкие структуры просто машут ручкой, а логика их такая: «Нафиг нам это надо? Продаж нет, покупательная способность падает, никакого развития». И занимаются чем-то другим.

Новости Украины – From-UA: - Вы входите в список 100 самых богатых людей в Украине.

Александр Меламуд: - Я думаю, что это неправда.

Новости Украины – From-UA: - Почему?

Александр Меламуд: - Ну, я же не знаю, как считают состояние.

Новости Украины – From-UA: - А есть страх потерять все, что вы имеете?

Александр Меламуд: - Все потерять нельзя. Что-то потерять можно. Можно много потерять, мало потерять. Как говорят: делай то, что должен, и будь что будет.

Новости Украины – From-UA: - Где вы посоветуете нашим читателям хранить свои деньги?

Александр Меламуд: - Я знаю разных людей, которые по-разному относятся к своим сбережениям. Кто-то занимается инвест-программами, скупает акции. Но для этого надо хотя бы что-то в этом понимать. Понятно, что ты это будешь делать не сам, будут делать брокеры, но, по крайней мере, хоть что-то понимать надо. Ну или если ты абсолютно доверяешь брокерам, значит, можно через брокеров заниматься инвестициями. Но в любом случае деньги нельзя хранить в одной корзине. Что-то должно быть в акциях, что-то в недвижимости, даже в золоте. Понятное дело, что что-то более доходно, что-то менее доходно, что-то может быть даже потенциально убыточно. Но ничего страшного в этом нет, главное, что общая суммарная картина должна расти.

Новости Украины – From-UA: - Один из самых больных вопросов Киева –  хаотичные застройки ТРЦ и ЖК. Вы согласны в этим? Или бизнесмены думают с точки зрения экономических интересов?

Александр Меламуд: - Город должен развиваться. Я не говорю о том, что нужно строить какие-то фешенебельные здания, которые противоречат архитектуре. Но если бы города не развивались, то у нас бы сейчас не было ни канализации, ни дорог, мы бы жили в средневековье. Поэтому, конечно же, строительство нужно, но это задача городской архитектуры — понять, где и как правильно строить. Но самое-то главное даже не в строительстве. Почему все хотят строиться ближе к центру? По одной простой причине: нет нормальной транспортной инфраструктуры. Сколько у нас построено станций метро за последнее время? А нисколько. Есть же какие-то современные методы развития городов. Вынос, например, за пределы города деловых центров. В Лондоне тот же «Сити», к примеру. То есть вынос в пригород каких-то локальных кусков, но туда надо проводить инфраструктуру. И никто бы не стремился жить в центре с плохим воздухом.

В перспективе люди вообще будут меньше ездить, потому что будут больше работать онлайн. Будут строить анклавы за пределами города, в 50-60 км, на 100 тысяч человек, с большими кабинетами в квартирах, где могут сидеть люди и работать. Но чтобы в центр добираться, должен быть, конечно, высокоскоростной наземный транспорт, который тебя за 20 минут доставит до центра. Но это раз в месяц. В принципе, я думаю, мы к этому придем. Вопрос — когда?

Александр Меламуд

Новости Украины – From-UA: - Как раз и навсегда решить проблему недостроев в Украине? Как раз и навсегда предотвратить новые «Элита-центры» у нас?

Александр Меламуд: - Я не специалист в этом вопросе, и, честно говоря, я просто не знаю, как его решить. Скорее всего, если разорился застройщик, то необходимо сделать на будущее, я не говорю уже про то, что было, какие-то гарантийные вещи, чтобы было понятно, что застройщик этот не разорится. Например, депонирование каких-то денег на счету или разрешение на продажи после какого-то процента готовности, или еще что-нибудь. Это удорожает квартиры, безусловно, но это дает какую-то гарантию.

Сейчас если все построено, все раскуплено и нет никаких возможностей даже двигаться в этом направлении. Понимаете, если раскуплена маленькая часть квартир и застройщик разорился, то можно этот объект отдать кому-то другому на достройку. А если раскуплена большая часть квартир, то никто не возьмется строить. Тут либо государство плюет на людей — это ваши проблемы, либо государство в это дело вмешивается и за свои деньги достраивает.

Новости Украины – From-UA: - Бизнес, культура, экономика вообще – она имеет границы? То есть справедливо ли осуждать человека за то, что он патриот своей страны, но ведет бизнес, к примеру в «стране-агрессоре»? Как быть в таком случае с культурой, искусством, кино, театром?

Александр Меламуд: - Мы газ экспортируем? Мы транзит проводим? Мы закупаем ТВЭЛы для АЭС? Мы же закупаем это все и многое другое в России. У нас товарооборот за последние годы вырос. То есть он упал по сравнению с 2013 годом в долларовом исчислении, но за последние годы он вырос. Мы сражаемся, чтобы не было «Северного потока-2», потому что боимся резкого сокращения возможностей транзита. Это же заработок на российском газе. Почему это можно, а певец не может поехать выступить в Россию? Это просто смешно даже говорить на эту тему. Либо мы закрываем все полностью, но это бить себя по голове. Налоги платятся и в бюджет Украины, даже если бизнес ведется в России.

Вести себя надо так, как ведет себя Япония по отношению к Курильским островам. То есть идет полное экономическое сотрудничество, но все время Япония напоминает, что есть Курилы, и это не дает там полного политического урегулирования. Но если это выгодно Украине, то почему этим не заниматься, почему не работать? А любой бизнес выгоден Украине.

Новости Украины – From-UA: - Коронавирус – реальный вирус или насажденный искусственно? Многие его считают самой крупной мировой фармацевтической аферой 21 века. Согласны с этим?

Александр Меламуд: - На этот вопрос никто в мире сегодня не может ответить. То, что он существует, это факт, и, к сожалению, он действительно серьезный, люди умирают. И у меня есть знакомые, которые умерли. Это очень неприятно.

Новости Украины – From-UA: - Вы привиты «Спутником». Почему выбор пал на «Спутник»? Что порекомендуете украинцам при выборе вакцины?

Александр Меламуд: - Я ничего не рекомендую. «Спутник» - хорошая вакцина. Я сделал прививку, чувствовал себя прекрасно, у меня не было последствий. Наверно, «Пфайзер» тоже прекрасная вакцина. У меня одна из дочерей живет в Америке, она тоже привилась «Пфайзером», у нее все хорошо. Я ничего не знаю ни по поводу китайской, ни по поводу индийской, которые у нас есть. Но не могу ничего рекомендовать, для этого существуют специалисты.

Новости Украины – From-UA: - Есть европейские страны, которые не включают в ковид-паспортизацию вакцину «Спутник».

Александр Меламуд: - Это чисто бизнес и политика, больше ничего, я так считаю. Огромные деньги зарабатываются на реализации этих вакцин, поэтому так или иначе, все пытаются проталкивать свои вакцины.

Новости Украины – From-UA: - И последний вопрос: вы женаты 40 лет. В чем секрет семейной жизни? В чем «фикус» отношений мужчины и женщины?

Александр Меламуд: - Самый главный вопрос, который возникает: ты хочешь сохранять отношения или не хочешь. А если хочешь их сохранять, если хочешь, чтобы твоя семейная жизнь продолжалась, то тогда ни в коем случае нельзя накапливать отрицательную энергию. А для этого любые проблемы, которые возникают, должны быть разрешены до того, как вы ложитесь спать. Более того, если была какая-то проблема и вы её решили — больше к этому вопросу возвращаться никогда нельзя, потому что довольно часто происходит ситуация, когда двое людей друг с другом повздорили, потом разобрались со своими проблемами, а когда опять между ними черная кошка пробежала, начинается: «а помнишь…?». Так вот такого быть не должно. То, что уже закончено, надо отпускать. Вы разобрались с этим вопросом — закрыли тему. В случае уважительного отношения друг к другу и желания сохранить отношения — это самое главное, желание сохранять эти отношения, потому что совершенно безоблачными они не бывают. Ну а после 15-20 лет уже намного проще их сохранять.