В ответе за тех, кого любим
02.02.2009 12:00
...доказательством того, что не перевелись еще на Руси киношных дел мастера! Премьера картины, снятой по одноименной повести Валентина Распутина, состоялась в пятницу, 30 января, в столичном «Доме кино».

При полном зале, еще до показа, к зрителям вышли такие корифеи кинематографа, как Богдан Ступка, Роман Балаян и, собственно, герой дня Александр Прошкин. Стоики киноискусства были рады представить в Украине работу титулованного постановщика. И Балаян, и Ступка, со свойственной актеру напускной несерьезностью, расхвалили «виновника торжества» до неприличия. Как признался сам Прошкин, ему неловко слышать столько приятных слов из уст этих людей. Но коллеги по цеху были неумолимы. Это и не удивительно. Любой, кто смотрел великолепную драму «Холодное лето пятьдесят третьего», пожалуй, готов пожать руку ее создателю.

В ленте «Живи и помни» Прошкин в который раз умело раскрывает всю сложность человеческих отношений. Главные герои экранизации повести Распутина – люди, чья жизнь превратилась в сплошное испытание на прочность.

В последний год Великой Отечественной войны в родную деревню возвращается Андрей. Он был тяжело ранен на фронте, а после лечения ужасу войны предпочел уединение в заброшенной лесной избе. Став дезертиром, парень понимает, что не может показаться на глаза людям. Ведь за отказ защищать родину его ждет расстрел. Единственная живая душа, знающая о преступлении «врага народа», это его жена Настя. Отныне она вынуждена хранить эту страшную тайну. Родители Андрея, не говоря уже об остальных односельчанах, не должны знать о преступлении отшельника. Настя, несмотря на жуткие морозы, немалые расстояния и подозрения родных, регулярно навещает горе-вояку. Деля с ним все тяготы и лишения, девушка демонстрирует давно известную истину о всепобеждающей силе любви.

Для всех же остальных Андрей, одичавший от одиночества и душевных мук, – лишь призрак, который уже никогда не вернется домой. Он понимает, что обрек себя на пожизненное изгнание. Единственным утешением для дезертира становится новость о беременности супруги. Потомство, которое отщепенец способен оставить после себя, – это все, что держит его в этом мире.

Приходит долгожданная весна, и до деревни доносится долгожданная весть: война окончена, победа! Но в большинстве домов так и не дождались возвращения мужа, отца, сына... Тем временем заметно округлившийся живот Насти вызывает у родных подозрения. И девушка, понимая, что рано или поздно вся тайное становится явным, придумывает историю о том, что она якобы залетела от какого-то проходимца.

Вскоре вся деревня узнает, что девка обрюхатилась, пока муж с родной земли немца выбивал. Более того, «блудницу» начинают подозревать в укрывательстве Андрея от рук правосудия. И вскоре становится очевидным, что парень вовсе не пал смертью храбрых и не пропал без вести, а скрывается где-то неподалеку...

Как и в большинстве других работ Прошкина, персонажи «Живи и помни» передают зрителю часть своих чувств, переживаний, самих себя. Несмотря на нелегкую судьбу, герои картины не разучились по-настоящему любить и ненавидеть, радоваться и грустить. Такие актеры, как Дарья Мороз, Михаил Евланов, Сергей Маковецкий, Анна Михалкова и т.д. сумели перенести на экран всю сложность и загадочность русской души. Единственный недостаток – это местный диалект, который местами сложно понять из-за тамошних словосочетаний и оборотов. Но даже без единого слова все и так понятно.

Автор картины, сразу по окончании сеанса, поделился со зрителями впечатлениям от съемочного процесса. По признанию Александра Прошкина, невозможно было без грусти наблюдать, как сегодня живут люди в деревнях и селах. Режиссер сделал акцент на том, что подобное оскудение условий существования народа можно наблюдать на всем постсоветском пространстве.

«Нищета такая поразительная! Колхозы все рухнули, работы у них никакой нет, никакого хозяйства. Им не за что зацепиться в жизни, этим людям, которые у нас снимались в фильме. Все это крестьянство наше – оно абсолютно брошено. То, что у нас условно называется обществом – они просто поставили крест. Вымирает вся деревня? Ну и пусть себе вымирает! И это страшная вещь совершенно. Это же наши корни!» – признался Прошкин.

По словам режиссера, люди, которые способны поднять легкую промышленность целой страны до должного уровня, вынуждены выживать. А властям, что в России, что в Украине, до этого нет никакого дела. Решать эту проблему, по-видимому, никто не собирается. Ведь куда проще кормить западных поставщиков, пока они кормят нас своими полуфабрикатами...

«Но гораздо проще, оказывается, возить мясо из Австралии, чем помочь этим людям. И при том, что мы сейчас, на сегодняшний день, в абсолютной продовольственной зависимости от Запада», - негодует автор картины.

С позицией Александра Прошкина сложно не согласиться. Многие из нас бывали в селах-деревнях, видели своими глазами тот ужас, что там творится. Остается лишь надеяться на благоразумие власть имущих. Ведь кто знает, какой «сюрприз» они способны преподнести жителям городов, где пока что все выглядит куда оптимистичней...