Враг Голливуда №1
14.11.2008 08:09
«Враг государства №1» – это первая часть двухсерийной ленты, основанной на реальных событиях.

Молодой, но уже успевший почувствовать вкус крови, француз Жак Месрин (Венсан Кассель) в 1959-м году возвращается в родной Париж из Алжира, где служил добровольцем. Его родители, люди пуританских нравов, хотят, чтобы их сын работал клерком, «синим воротничком». Но Жак понимает, что это не для него. Парень, используя связи, втирается в доверие местному крестному отцу, роль которого вяло, но с пенсионерским азартом, исполняет Жерар Депардье. Так и начинается путь к успеху крутого гангстера-лягушатника.

В фильме есть все, что может быть интересно поклонникам криминальной драмы. Это тот случай, когда ты испытываешь к главному герою эмпатию, а местами и симпатию. Антипатия исключена хотя бы по вине того, кто воплотил на экране легендарного (в определенных кругах) врага государства.

Венсан Кассель известен широкому зрителю по ролям в таких картинах, как «Доберман», «Необратимость», «Братство волка» и т.д. Глядя на него, понимаешь, что не перевелись еще в кинематографе таланты. Биографическая роль сама по себе не может быть простой. Кассель же справился с этой задачей на твердую четверку. Почему четверку? Уж больно отдельные моменты во «Враге» смахивают на «Кокаин» с неподражаемым Джонни Деппом. Если не знать, что некий Жак Месрин действительно грабил банки во Франции на протяжении 20 лет, начинаешь задумываться о ремейке. Те, кто смотрел «Кокаин», поймут. Депп – 5 баллов, Кассель – 4. Но и это хорошо.

Смотреть первый эпизод из жизни рокового мсье будет интересно обоим представителям рода человеческого. Женщины, которые попадались в сети Месрина (а их было не мало), не могли устоять перед его обаянием. Наверняка найдутся скептики, которые отправят Касселя на лавку запасных игроков в сборной секс-символов Голливуда. Остается надеяться, что еще остались поклонницы настоящей мужественности, лишенной пафоса, гламура и гомосексуальной утонченности (Бэкхем, не обижайся). Словом, в фильме хватает романтики. Местами кажется, что будь в момент съемки некоторых эпизодов на площадке супруга Касселя, богиня и, по совместительству, актриса Моника Белуччи, – без сцен ревности точно не обошлось бы.

Что же касается непосредственно гангстерских разборок, то здесь режиссер Жан-Франсуа Рише тоже не налажал. Персонаж Венсана с французской изысканностью угощает свинцом и бандитов, и блюстителей порядка. Нож, пистолет, кулак – все сгодится для устранения недоброжелателей. Отдельно стоит отметить часть фильма, в которой Жак Месрин устраивает дерзкий побег из сиднейской тюрьмы, куда он угодил после серии ограблений австралийских банков. Это, конечно, не шедевр а-ля «Побег из Шоушенка», но смотрится буквально на одном дыхании.

Музыка во «Враге» подобрана весьма интересно. Если события разворачиваются во Франции, звучит ненавязчивая мелодия в стиле увидеть-Париж-и-умереть. Если это Мексика – романтическая сальса, приправленная легким джазом. Если Невада, США – веселый рок-н-ролльный трек эпохи 60-х, написанный под наркотический трип.

Смахивающий на Михаила Боярского (сходство поразительное!), Кассель влюбляется, несколько раз попадает за решетку, пытается воспитать детей, разряжает обоймы одну за другой, просаживает за игрой в покер награбленные деньги… Короче говоря, живет как настоящий гангстер.

Впечатление от картины остается хорошее, смотреть интересно. Нет приевшегося американского лоска, хотя фильм, казалось бы, из разряда попсового блокбастера-однодневки.

Есть смысл посмотреть и первую, и, несомненно, вторую часть биографического триллера, которая выходит в украинский прокат в декабре этого года. Посмотреть хотя бы по нескольким причинам: это не Голливуд; талантливый, неплохо подобранный актерский состав; само по себе осознание того, что это и впрямь происходило наяву, а не во сне сценариста; непредсказуемость поворота событий. И по сему довольно внемлить чужим впечатлениям, ибо свои собственные куда красочней и насыщенней. Билет в руки, зазнобу под руку и ничтоже сумняшеся в зал!