Как Иван народ купал
06.07.2011 11:21
...христианским именем Ивана Купалы, который имел к нему самое далекое отношение.

Особенность нашей «двухкалендарной» системы состоит в том, что после реформы 1918 года все церковные и народные праздники продолжали отмечаться по старому, юлианскому календарю, к которому наши церковники относятся как к древней святыне. Отсюда и их сдвиг на целых 13 дней во времени: Рождество мы теперь празднуем 7 января, Новый год повторно отмечаем в ночь на 14 января, а «Иванов день» с 6 на 7 июля.

И ведь что самое интересное: погрешности юлианского календаря будут накапливаться, и его отрыв от современного григорианского календаря увеличиваться. Так что через пару сотен лет Рождество станут справлять уже 9 января, а через 10 000 лет вообще в середине марта! Конечно, если только еще сохранится наша православная церковь, что с учетом умения наших святых отцов приспосабливаться к любой эпохе и к любой власти очень даже возможно.

Если бы григорианский календарь всё-таки приняла церковь, а вместе с ней и наш суеверный, молящийся сразу всем богам разом народ, то праздник святого Иоанна – он же Иванов день, он же Ивана Купала – мы бы отмечали точно вовремя. Возможно, тогда бы и война бы началась не 22 июня. Потому что вряд ли бы немцы начали наступление тогда, когда добрая половина советского народа всю ночь прыгала вокруг костров и лазила по лесам в поисках некого папоротника, а находили бы сидящих в кустах разведчиков и диверсантов противника.

Ночь, костры, прыгающие через них голые девки, купание с голыми же русалками, поиски несуществующих растений, катание колес – чего только не устраивают на Ивана Купалу! И всё, как говорится, вперемешку и беспорядочно – и секс, и традиции. Поскольку праздник этот настолько древний, что на него давно уже налипло множество местных обычаев, не имеющих никакого отношения к древнерусского Коловороту и его еще более древнему прототипу.

Есть мнение, что придумало праздник т. н. «доиндоевропейское» население Европы, жившее по западную сторону Днепра и известное нам, в частности, под именем пресловутых трипольцев, чьи горшки с таким увлечением коллекционирует наш бывший президент. В Западной Европе эти «древние» известны как таинственная цивилизация мегалитов, построившая, в частности, Стоунхендж, являющийся огромным солнечным календарем.

Дело в том, что кочевым индоевропейцам (ариям) точный календарь был не нужен. А вот огородники-трипольцы без него просто не могли обойтись: надо же знать, когда что высаживать, пропалывать и поливать! Поэтому, согласно одной из гипотез, этот праздник был позаимствован нашими предками вместе с трипольскими рабынями и прочими трофеями после того, как пять тысяч лет назад грозно потрясающие топорами конные орды перешли Днепр и направились в великий поход на Запад. Так закончилась древняя Европа, её старое население стало персонажами мифов и сказок, а новые хозяева континента уже не вникали, что и зачем они празднуют.

Но как бы там ни было на самом деле, а Коловорот (Коловрат, он же Солнцеворот) исправно отмечали в Древней Руси, причем несколько суток подряд: само солнцестояние (22 июня) и его конец (24 июня), эффектно заканчивающийся спуском с пригорка в воду горящего колеса или бочки, демонстрируя этим, что теперь светило пошло за убыль, повернуло к зиме. Соответственно, в противоположный праздник, на зимнее солнцестояние, когда солнце поворачивало к лету и дни возрастали, горящее колесо, наоборот, поднимали: носили его на шесте. После превращения этого зимнего праздника в христианское Рождество колесо трансформировалось в Вифлеемскую звезду.

Но вернемся к Коловрату. Надо полагать, что традиции прогулок по ночному лесу прилепились к нему в ходе великого смешения разных верований, когда Древняя Русь росла и впитывала в себя религии и верования самых разных народов. А вот массовые гулянья с кострами вполне вписывались в культ Ярилы-солнца. Например, прыжки через них – это древнейший, чуть ли не первобытный обряд очищения. Вот только вряд ли через огонь прыгали голыми, если только не желали сделать себе весьма болезненную эпиляцию ниже пояса. По-видимому, тут к празднику солнцеворота каким-то образом уже позже приклеились древние брачные ритуалы славян, когда молодежь действительно обнажалась: таким образом, можно было более подробно разглядеть свою будущую половинку. Это уже с введением христианства на целое тысячелетие девок облачили в дюжину рубашек и юбок, закрывая все от посторонних глаз, и запертые по светлицам невесты тосковали, придумывая в ожидании замужества разные дурацкие «гадания». Но и тогда никто не хотел брать «кота в мешке». Поэтому, не нарушая формальных запретов церкви, мать жениха перед сватаньем ходила осматривать кандидатку в невестки на предмет полноценной физической комплектации (обычно шла с ней в баню мыться).

Сегодня, как известно, подобных проблем не возникает. Молодые до свадьбы успевают не только подробно изучить друг друга, но и зачать первенцев.

Но как же Коловорот стал Ивановым днем? Это тоже весьма древняя история. С принятием христианства римский праздник Хора (германский Яр, славянский Ярило) решили заменить и выбрали в качестве оного день рождения библейского Иоанна Крестителя. После долгих дебатов святые отцы постановили отмечать его 24 июня, на третий и последний день солнцестояния. В уже окрещенной Руси небесного святого прозвали Иваном Купалой (купель, купать), поскольку он был известен тем, что в буквальном смысле мочил раскаявшихся грешников, окуная их в Иордан. По всей видимости, это добавило к празднику еще одну традицию – ночного купания в реке, озере, а за неимением оных просто в бане. Вы спросите, почему же ночью, а не днем? По всей видимости, в уже обозримый исторический период свободное время у крестьян было только после заката солнца, которое они использовали на все сто. А уже утром, измученные и сонные, они уныло брели работать на барина…

К нынешнему времени было давно утрачено не только первичное сакральное значение праздника Купалы-Солнцеворота, но и вообще всякий здравый смысл. Многочисленные «неоязычники» придумали к нему массу обрядов и ритуалов, большинство из которых можно мягко назвать странными и неуместными. Впрочем, они совершенно безобидны. А народ, для которого ночь на Ивана Купалу является таким же поводом для еще одной веселой тусовки, как и новогодняя, с радостью соглашается с любимыми новыми идеями купальских «ди-джеев», наряженных в карнавальные костюмы «волхвов» и зажигающих в самом прямом смысле этого слова.

Словом, приятно вам повеселиться, ничего не обжечь, вернуться из речки на своих двух ногах и не выколоть глаза в поисках папоротника (или голых русалок)! И главное, не забывайте, что после праздника вам, как и вашим предкам, нужно рано вставать на «панщину».