Украинцы – не писатели
30.04.2004 16:44
…прибыльности после нефти, металлургии и автопромышленности. И здесь не помогут даже 150 миллионов гривен на поддержку украинских изданий, которые Кабмин собирается выделить в 2004 году.

Достаточно сравнить ситуацию на книжном рынке Украины и России, на печатную продукцию которой за 8 лет украинцы потратили $1 млрд. (на "родную" – в 30 раз меньше!). О поэзии и "малых формах", думаю, упоминать не стоит – их непопулярность связана, скорее, с мировыми культурными процессами, чем с политикой государств. А вот всевозможные романы сейчас популярны как никогда, в том числе малоинтеллектуальное чтиво, типа детективов Дарьи Донцовой. О них и поговорим.

По-видимому, вследствие преобладания в характере нордических элементов, нашим северным соседям "крупные формы", требующие усидчивости и глубокого анализа, удавались довольно неплохо еще с XVIII века.

Первым популярным опусом стало "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Радищева. А спустя сотню лет русская литература обогатилась такими шедеврами романистики, что стала считаться одной из самых продвинутых в мире.

Л. Толстой, почти десять лет потративший на создание "Войны и мира", Ф. Достоевский и И. Тургенев оставили после себя столько качественных произведений, что ими зачитываются и в эпоху высоких технологий. Ощутимый вклад внес М. Булгаков, а также И. Куприн и А. Чехов. Последние, правда, писали не романы, но все равно интересно. В советские годы отличились М. Шолохов, Ильф и Петров и А. Фадеев ("Молодая гвардия").

Неудивительно, что и сейчас книжные магазины заполнены горами российских книг. Большинство, конечно, не отличаются особым качеством стиля и слога, но их можно хотя бы увлеченно читать. А когда берешь романы Б. Акунина, И. Стогова, Макса Фрая, то и вовсе зачитываешься так, что проезжаешь нужную станцию метро. Разумеется, такие книги будут продаваться многотысячными тиражами, потому что их раскупают.

Что касается украинской литературы, то редкое появление масштабных литературных работ у нас, скорее, особенность национального характера, чем вина властей. А классиков-романистов вообще можно пересчитать по пальцам.

Много и интересно писал, пожалуй, только Н. Гоголь, но делал он это преимущественно в… России. И. Нечуй-Левицкий, написавший ряд хороших произведений, И. Франко, который вообще работал очень много, в том числе и над романами, а также М. Стельмах и П. Кулиш, создавший длинную, но довольно занудную "Чорную раду", – вот и все значительные украинские прозаики времен царской России. В прошлом же веке отличились О. Довженко, И. Багряный и О. Гончар.

Сейчас у нас есть один живой классик – П. Загребельный, которого любят читатели, уважают издатели и даже учат в школе. Время от времени он издает новые романы, достаточно интересные и, как ни странно, актуальные. Есть талантливый "детективщик" А. Курков, печатающийся на Западе и потому, наверное, популярный у нас. Эти двое стоят особняком от "национального литературного процесса" и очень неплохо себя чувствуют.

Сам же этот процесс у нас формирует неизменная группка людей, которые считаются известными писателями, скорее, "за выслугу лет", чем за качественность, а главное – "интересность" ими написанного.

Молодые писатели, к сожалению, особым талантом не отличаются. И всеукраинский конкурс "Коронация слова" только лишний раз это доказывает: по сравнению с остросюжетными триллерами "коронации", бульварные романчики российских авторов просто шедевры.

Однако не все так плохо с нашей культурой. Просто развивается она немного в другом направлении. Причем опять же – по традиции. Ведь исторически сложилось, что украинцы – "певучая нация". Петь мы любим и делаем это часто и помногу.

Наши исполнители постепенно завоевывают популярность в Европе, а о России и говорить нечего – там "Океан Эльзы", "ВВ" и "ВиаГра" выступают полным ходом уже давно, а Верка Сердючка и вовсе заставила пол-России отплясывать под "ще не вмерла Украина".

Так, может, стоит уделить внимание именно музыкальности нашего народа и поскорее "открыть" еще пару десятков молодых талантов (благо, они есть)? А писать доверим россиянам – у них это лучше получается?