Почти как Штирлиц…
02.11.2004 17:43
Через 10 лет, когда Бомарше приобрёл известность своими разоблачениями судебной системы, Людовик XV поручил ему весьма пикантное дело. Некий Моран издал в Лондоне «Мемуары публичной женщины», в которых без утайки описывалось прошлое главной любовницы короля.

Чтобы предотвратить скандал, в Англию срочно отбыл наш герой. Он встретился с издателем и ценой 32 тыс. ливров из казны достиг того, что Моран в присутствии Бомарше уничтожил весь тираж и согласился работать как агент Франции.

Однако тем временем в Париже умер Людовик XV. Его преемник не интересовался репутацией чужих любовниц и поэтому отказался оплачивать расходы Бомарше. Тогда наш герой сообщает новому монарху о появлении пасквиля «Совет испанской ветви Бурбонов», в котором король изображался импотентом, а Карл III – его наиболее вероятным наследником. Встревоженный Людовик XVІ уполномочил Пьера решить и эту проблему.

Для начала Бомарше едет в Лондон, откуда сообщает об обнаружении автора пасквиля – итальянского еврея Анжелуччи. Уничтожив вместе с ним первую часть книг, Карон вместе с автором отправляется в Амстердам за остальным тиражом. Однако в Голландии еврей сбегает, взяв с собой рукопись пасквиля. Бомарше пустился за ним в погоню и настиг в лесу под Нейштадтом. Он забрал у Анжелуччи рукопись, но тут на Пьера напали разбойники и попытались его убить. К счастью, пистолет дал осечку, а грохот близящейся почтовой кареты вынудил разбойников удрать.

Примерно так выглядит эта история в изложении самого Бомарше. Однако многие исследователи сомневаются в её правдоподобности и считают, что пасквиль о Людовике XVІ, равно как и невероятные приключения, сочинил сам Карон, дабы таким образом компенсировать свои убытки от операции с Мораном.

Тень дяди Фридриха

Впрочем, это всего лишь одна из версий. А вот нижеследующая история, несомненно, является догадкой Бомарше – возможно, беспочвенной, но всё равно интересной.

…В сентябре 1792 г., когда по революционной Франции разнеслась весть о победе над пруссаками при Вальми, Пьер решил обсудить последние новости со своим другом, актёром Флери.

Однако тот, по словам его дочери, уехал в Верден, уже захваченный пруссаками. Через несколько дней Флери вернулся, но в ответ на вопросы Бомарше упорно отрицал свой отъезд из Парижа. Вот тут-то у Бомарше мелькнула мысль о связи между этим отсутствием и странной медлительностью прусской армии Фридриха-Вильгельма II.

Оказывается, когда этот король давал бал в честь взятия Вердена, к нему подошёл незнакомец в чёрном и, прошептав тайный пароль масонов, повёл Фридриха-Вильгельма в тайную комнату. Там незнакомец исчез, оставив монарха в полумраке перед тусклым камином.

Король хотел было уйти назад, но вдруг услышал голос, заставивший его оглянуться и задрожать. В полумраке комнаты, одетый в свой сюртук и держа в руках свою посеребренную трость, стоял покойный Фридрих II – дядя и предшественник Фридриха-Вильгельма на прусском престоле.

Замогильным голосом он напомнил племяннику те обстоятельства, при которых тот заслужил право стать наследником. Затем призрак потребовал от короля прекратить войну с французами, поскольку эта кампания непременно погубит Пруссию, топнул ногой и исчез сквозь землю. Потрясённый Фридрих-Вильгельм уже не мог воевать и поспешно отвёл свою армию после первой же неудачной битвы.

Какая же тут связь с отсутствием Флери? Дело в том, что этот актёр был чрезвычайно похож на Фридриха II, чем и пользовался на сцене. По мнению Бомарше, Флери попросту оделся в вещи Фридриха, купленные на аукционе, и сыграл роль покойного короля перед Фридрихом-Вильгельмом. Таким образом и была выиграна битва при Вальми.

Конечно, всё вышеизложенное – всего лишь версия, придуманная гениальным драматургом. Однако при всей своей театральности она является единственным вменяемым объяснением, почему армия Пруссии, сохранив полную боеспособность, просто так покинула Францию.

(Начало читайте здесь)