История насилия
22.11.2005 12:15
…существование рушится буквально за один вечер, когда Том вмешивается в ограбление собственной закусочной. Почувствовав опасность, он идет на убийство двух разыскиваемых преступников ради спасения жизней своих друзей и посетителей.

Жизнь Тома, возведенного в ранг героя, меняется на глазах. Благодаря телевизионным репортажам он оказывается в центре всеобщего внимания. Обремененный неожиданной известностью, Том пытается вернуть свою жизнь в привычное русло. Однако обстоятельства сталкивают его с незнакомцем, приехавшим в Миллбрук специально для того, чтобы поквитаться с Томом, свято веря, что он – именно тот, кто насолил ему в прошлом. Пока Том пытается разобраться со всей этой историей, в которой его явно принимают за другого человека, в кругу его близких начинаются неизбежные разногласия.

О производстве

Когда продюсер Джей Си Спинк прочитал графический роман «Оправданная жестокость» Джона Вагнера и Винса Локи, он сразу же оценил возможный коммерческий потенциал фильма. Внутренняя борьба, которую переживает главный герой, одинаково привлекла как Спинка, так и его партнера по продюсированию Криса Бендера. Продюсеры, имеющие на руках предварительное соглашение с «Нью Лайн Синема», представили свой проект студии, а та откликнулась на него с большим энтузиазмом и сразу же приобрела права на экранизацию. Автором сценария выступил Джош Ольсон, взявший книгу за основу.

Присоединившись к проекту зимой 2003 года, режиссер Дейвид Кроненберг оценил сценарий по заслугам: «Джош ни в коей мере не старался подражать жанру графического романа, оставаясь при этом в рамках классического повествования, ведь действие происходит в обычном маленьком американском городке».

«Интереснее всего во всей этой истории мне было поместить среднестатистическую американскую семью в экстремальную ситуацию и показать, как это отразилось на каждом ее члене, – комментирует сценарист. – Что вообще может произойти, если вы внедрите насилие в жизнь обычного счастливого семейства?»

Несмотря на то, что Кроненбергу не свойственны семейные драмы, он очень проникся ситуацией главных героев. «Эмоциональный резонанс действительно сильный, – продолжает режиссер. – Супружеская пара с двумя детьми пытается жить открыто и честно и понимает, что это не так просто. Так что меня привлек этот классический подход».

«В определенном смысле это можно назвать меинстримом, но со скрытыми, порой весьма тревожными мотивами, – развивает тему Дейвид Кроненберг, чьи киноленты получили мировую известность. – На мой взгляд, это не совсем обычный триллер. Наш триллер снят в духе Хичкока, когда невинный человек оказывается вовлеченным в мир, о котором он предпочитал бы ничего не знать. А все из-за того, что какие-то темные личности принимают его за другого. Фильм завязан на нескольких интригующих сюжетных линиях, и сама по себе раскрутка очень интересна».

По мнению режиссера, лучших кандидатур на роли Тома и его жены Иди, чем Вигго Мортенсен и Мария Белло, трудно было найти. «Я не мог желать для своего проекта лучшего актерского состава, ведь его отличала полная преданность делу и желание докапываться до сути своих персонажей», – отмечает Дейвид Кроненберг.

«Стоит сказать, что Вигго отнесся к предложению достаточно серьезно, и прежде, чем дать свое окончательное согласие, все хорошенько обдумал, – говорит продюсер Крис Бендер. – Он действительно хотел осмыслить сценарий и те перемены, которые переживает его персонаж. Он колебался до тех пор, пока не понял, что это его герой».

«Дейвид разрешал нам добираться до тех скрытых мотивов, которые не были изначально прописаны в сценарии, – комментирует съемочный процесс Вигго Мортенсен. – В этой истории вы действительно видите, какие тяжелые последствия может иметь для людей насилие».

«Всё в этом фильме запутано, – комментирует сценарист Джош Ольсон. – Мы – не те, кем себя считаем, а мир – не обязательно такой, каким кажется на первый взгляд. Поэтому когда все начинает идти наперекосяк, Тому Стэллу приходится заглянуть себе в душу, в то время как родные и близкие задаются вопросом, кто же он такой на самом деле. Ведь для того, чтобы справиться с насилием, которое встречается ему на пути, Том вынужден изменить свое обычное мирное поведение на кардинально противоположное».

«Но не только у Тома есть оборотная сторона личности, – добавляет Мортенсен. – Речь идет также и о его жене Иди, и об их сыне Джеке, у которых тоже есть свои тайные поведенческие характеристики».

Работу Вигго Мортенсена режиссер оценил очень высоко: «Вигго был идеален. Это не просто харизматичный актер, призванный играть главные роли, он намного глубже. Вигго буквально помешан на деталях, концентрируясь на таких элементах, как жесты, интонации, стиль одежды. Я был в восторге от такого подхода. Вообще, его манера работать очень впечатляет».

С тех пор, как Мария Белло посмотрела «Связанных намертво», она стала настоящей поклонницей Кроненберга. «Честно говоря, посмотрев фильмы Дейвида, я думала, что увижу перед собой несколько эксцентричного человека, – признается актриса. – Но он оказался достаточно приземленным, потрясающе умным, добрым и честным человеком, в которого я влюбилась буквально с первого взгляда».

«Мария стала для меня настоящим открытием, – рассказывает режиссер. – Когда я увидел ее в «Тормозе», она поразила меня своей утонченной игрой и какой-то уязвимой сексуальностью, что было невероятно правдоподобно. Я подумал, что она сможет сыграть эту сложную и одновременно простую героиню – юриста маленького городка, воплощающего в себе позитивную энергетику этого места. По мере развития сюжета характер персонажа Марии претерпевает серьезные изменения. В некотором роде она – зеркальный образ Тома Стэлла».

Когда Мария Белло впервые прочитала сценарий, она увидела свою героиню, как очень покладистую жену, лояльность которой, однако, улетучивается, когда жизнь выбивает у нее почву из-под ног. Фактически мужчиной в доме была именно Иди. «В ней присутствует мужская энергия, она всем руководит сама, – поясняет актриса. – Когда же все начинает меняться, она вынуждена вернуться к уязвимой женской позиции. Как только я прочувствовала эту перемену в ее характере, я увидела свою героиню в новом ракурсе. Она прожила с этим мужчиной целых двадцать лет. Он – любовь всей ее жизни, добрейший человек».

И вдруг, за какой-то один день, меняется вся ее жизнь.

«Акт насилия, совершаемый Томом, провоцирует определенные изменения в характере Иди, – комментирует Кроненберг. – В фильме есть несколько достаточно жестких сексуальных сцен, которые предполагали определенную степень доверия. На мой взгляд, сексуальная жизнь главных героев достаточно важна. Избегать этой темы – значит ограничивать себя в раскрытии того или иного персонажа. Поэтому я подумал, что будет важно показать реакцию Марии на секс в контрастных эпизодах до и после того, как Том открывает в себе скрытый потенциал к насилию».

«Дело в том, что происходящее безвозвратно меняет семью Стэллов, – говорит Вигго Мортенсен. – В какой-то момент Том понимает, что больше не в состоянии справляться с проблемами, возникшими в его семье».

«Когда мы говорим, что это мрачная история, то в противовес этому заявлению в памяти сразу же всплывают начальные кадры картины, наполненные светлыми и теплыми взаимоотношениями, – отмечает Мария Белло. – Поэтому, когда все начинает разваливаться буквально на глазах, это вызывает ощущение шока».

Вигго Мортенсен предлагает свое решение проблемы: «Им придется перестраивать все заново, подвергнуть переоценке все свои ценности. Это, конечно, не единственный выход – так, одна из возможностей. Просто в известной степени Дейвид хочет сказать, что если вы не склонны к переосмыслению любых отношений, будь они внутри пары, семьи, города или такой страны, как Соединенные Штаты, то следует быть готовым к определенным последствиям. Рано или поздно придется заплатить свою цену за то, что когда-то вы не были достаточно честны с самими собой. По-моему, с Дейвидом происходит примерно то же самое».

«Стоит отметить, что построение сюжета в какой-то степени оправдывает насилие, совершаемое главным героем, – говорит режиссер. – У Тома Стэлла практически не было иной альтернативы. При этом мы не скрываем тот факт, что зритель уйдет с фильма с ощущением того, что, как это не прискорбно, в определенных ситуациях насилие есть реальная и неизбежная сторона человеческого существования. Мы не делаем вид, что насилия не существует. Более того, мы даже склонны где-то его оправдать, несмотря на всю его неприглядность».

«Дейвид знает, как всколыхнуть наши примитивные инстинкты и эмоции, – проницательно замечает сценарист Джош Ольсон. – Он показывает страшные вещи, на которые уже невозможно закрывать глаза. Дейвид проникает в самую суть тайных закоулков нашей психики и являет их нам, ничего не ретушируя. Поверьте мне, иногда это страшно Вот вы можете поменять себя? Неужели хоть раз прибегнув к насилию, вы уже не сможете без него? Я считаю, что фильм сделан настолько стильно и качественно, что ответы на эти вопросы будут очевидны».

«Дейвид исследует американское общество и культуру, помещая их под своеобразное увеличительное стекло, – подводит итог Вигго Мортенсен, – высвечивая тонкие грани таких глобальных тем, как природа насилия, запутанные отношения в небольших семьях, да и сама человеческая личность».

Премьера в Украине: 24 ноября.