О сволочах, вымышленных и настоящих
16.03.2006 11:15
Накануне показа своего творения режиссер фильма А. Атанесян грозился поразить общественность новой правдой-маткой о зверином оскале советского строя времен Второй мировой войны. И впрямь удивил, но только своей свободомысленной фантазией…

Сразу необходимо отметить, что история со сверхсекретной диверсионной учебкой для малолеток в медвежьем углу Казахстана придумана писателем Куниным исключительно в результате долгого созерцания потолка. Ничего подобного в истории Советского Союза не было. Наоборот, не в сталинском СССР, а именно в цивилизованной Германии усилиями Абверкоманды-203 в июле 1943 г. в местечке Гемфрут подле города Кассель организовали школу по подготовке диверсантов из подростков. Причем набирали туда малолетнюю шпану из оккупированных немцами территорий России.

Более того, как только Красная армия подошла к границам «вечного рейха», Гитлер стал набирать в армию и 12-летних пацанов, и 60-летних дедов. Сталин, как бы его ни бранили, ограничивал призывной возраст 17-ю и 50-ю годами, даже когда враг стоял у стен Москвы. Многие должны помнить знаменитые кадры немецкой хроники – фюрер немецкой нации, осматривая строй гитлерюгенда, подходит к ясноглазому кукольному мальчишечке в каске, лет 12-ти, не больше, и отечески треплет его по щеке. Мол, не дрейфь, сынок, за правое дело своей головой будешь закрывать амбразуры русских дотов.

Знаменитый писатель Владимир Владимирович Кунин, автор сценария сего киношедевра, видать, от долгого проживания в ФРГ стал путать фашистскую Германию с Советским Союзом. Так бывает. В науке это называется аберрация близости. Бывший боевой летчик уже 16 лет как немецкий гражданин. И жаль, что к концу жизни известный писатель, сочинитель прекрасных сценариев к фильмам «Хроника пикирующего бомбардировщика» и «Старшина» выдал такую бредятину. Как отмечал сам литератор, «90% эмигрантов – слабые люди» и «от груза нахлынувших на них проблем… начинают врать». Самокритично, однако на его родине эти враки «хавают» с аппетитом. Одни злонамеренно, другие по скудоумию, третьи по извечной интеллигентской нелюбви к своему отечеству.

В конце концов и Александр Атанесян вынужден был признаться, что сюжет фильма – художественный вымысел. «Я сторонник того, что искусство оперирует не категориями правды (?! – авт.), а категориями художественного вымысла, но вымысел должен быть интересным, эмоционально ценным», – огласил свое творческое кредо кинопридумщик. Если перевести на русский язык эту заумь, то сии размышлизмы упростятся до – «чтобы в брехню поверили, она должна быть грандиозной» (что-то подобное любил говаривать Геббельс). Что ж, судя по отзывам на фильм, задача выполнена. Студентки шмыгают носиками, созерцая экранную трагическую судьбу выдуманных головорезов-малолеток, которых изверг Сталин, во искупление их вины, гонит на убой.

По количеству ляпов и откровенной халтуры означенный блокбастер перещеголял даже нашумевший фильм «9 рота».

Посудите сами: как это возможно в принципе сколотить боеспособную диверсионную группу из откровенных подонков, у которых на уме одно – дать деру на волюшку и там продолжить коммерческие грабежи складов с продовольствием, опорожнять карманы лохов и тому подобное? Даже в штрафбаты не брали из лагерей зеков, осужденных за тяжкие уголовные преступления, потому что здраво полагали - неизвестно куда шмальнет из ППШ это отребье.

Летят детишки-мокрушники на боевое задание где-то с предгорий Алатау (Казахстан) с пересадкой на Северном Кавказе в Альпы, дабы расфигачить горный склад горючего Западного фронта. Только в этом эпизоде сконцентрирована значительная часть дури авторов фильма. Западного фронта тогда еще и в проекте не существовало. Американцы с англичанами высадились в Нормандии спустя месяцев эдак пятнадцать. Сталину делать было больше нечего, как посылать в Альпы взрывников, когда у него немец стоял в донских станицах.

Летят, значит, юные диверсанты, в чем мать родила, загибаясь от жары, а летчикам все нипочем. Они даже облачились в одежду, соответствующую поздней осени на Среднерусской возвышенности. Лететь им, по словам одного из членов экипажа, до места выброски 8 часов. Если учесть, что единственный транспортник, летавший в тыл врага, у нас был Ли-2 (а по фильму показанный самолет очень смахивает на него), имевший скорость не более 320 км в час, то расстояние от базы до места десантирования порядка 2,5 тыс. км. Увы, но это паспортная дальность полета Ли-2. Выходит, самолет летел в одну сторону. Бедные летчики, они этого не знали! Вот же сталинские кровопивцы, мало им деток губить, они еще своих соколов не жалели! Дозаправку в воздухе тогда еще не придумали, если что.

Два уцелевших после десантирования подростка лихо проникают на суперохраняемый легендарными стрелками из дивизии «Эдельвейс» объект и несколькими килограммами тола (!) разнесли, словно пятиэтажную хрущевку, весь многокилометровый подземный склад горючего. Вся история Второй мировой войны не знает такой удачной диверсионной операции! Конечно, после фартового мероприятия искалеченные тинэйджеры просто обязаны были выжить в снегах Альп и через 62 года облобызать друг друга на своей бывшей учебной базе. Хеппи-энд.

Можно продолжать перечислять ляпы, но, думаю, они не главный недостаток картины. В конце концов, зритель не обязан знать, что выстрелы немецких пистолетов-пулеметов Шмайссера, из которых малолетки строчили по мишеням, не звучат как автоматы Калашникова, изобретенные четыре года спустя после описываемых событий.

Впечатляет эпизод, когда малолетний расхититель народного добра рявкнул на НКВД-шника в ответ на его незлобивую просьбу согласиться искупить вину за свой бандитизм участием в «секретном проекте». «Че я перед ним вину должен искупать?!» - не по-детски ярится юный мокрушник и кивает на портрет Сталина. И матерые ребята из НКВД смущенно потупились, едва не кивая в знак согласия с охамевшим бандюком. А учителя молодых диверсантов, которых играют актеры Краско и Панин, всю картину мучительно стыдятся своей роли наставников курсантов спецшколы. Чуть ли не рыдают от жалости к молодым душегубам. И жестами, мимикой, глубокомысленными взглядами дают понять зрителям, что они против сталинских изуверств, но служба, проклятая…

А в целом киношка вполне дебиральная (дебил+либерал), способна даже слезу с соплей вышибить у особ, склонных к созерцательной меланхолии.

Но «кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки» (Расул Гамзатов).