Избранницы судьбы
30.06.2009 14:01
...Мировые войны, культурные прорывы прославили на весь мир немало представителей сильного пола. Однако история хорошо помнит и тех, кто вполне заслуженно могут называться величайшими женщинами рубежа первого и второго тысячелетия.

Леди Диана Спенсер, принцесса Уэльсская. Её называли Queen of Hearts (Королева Сердец), она стала символом монархии «с человеческим лицом», очень много занималась благотворительностью, прилагая все силы к тому, чтобы помогать людям повсюду. Как и многие известные женщины, она не была счастлива в браке и лишь после развода с наследным принцем Уэльсским смогла обрести всё то, чего ей не хватало с мужем. К сожалению, особы её положения неизбежного становятся жертвами чрезмерного внимания со стороны прессы, и в случае с принцессой Дианой, жертва была слишком велика, – это стоило ей жизни. Многие до сих пор помнят шок от телевизионных новостей, в которых объявили о её гибели, кадры автомобильной аварии, а затем лица плачущих людей, несущих цветы и свечи к стенам Букингемского дворца. В те дни не только Британия ощутила потерю...




Вспоминая о первых леди, невозможно не вспомнить Жаклин Кеннеди-Онассис, образец стиля и вкуса, женщину необыкновенной силы и притягательности. Наверное, без неё не было бы президента Джона Кеннеди: её поддержка, её красота, шарм и утончённость во многом способствовал его карьере и обеспечивал ему любовь всей нации. После смерти президента Кеннеди Жаклин нашла в себе силы выйти замуж во второй раз, несмотря на сплетни и кривотолков, но больше всего ей было важно обеспечить покой и комфорт себе и своим детям. Она переехала в Нью-Йорк и построила собственную карьеру, в очередной раз доказав всем силу своего характера. У этой женщины можно поучиться и силе духа, и чувству стиля, и готовности начать всё сначала на каждом жизненном этапе.




После Джекки Кенеди сразу же приходит на ум её антипод, Мэрилин Монро – незабываемый символ сексуальности и яркой неординарной личности. Несмотря на все упрёки в актёрской посредственности, она всегда останется в истории кино и политики, ведь именно она была самой известной и очевидной любовницей президента Джона Кеннеди. Как и Джекки, законной жене, Мэрилин эта связь не принесла ничего хорошего, и даже её трагическую гибель в возрасте 37 лет косвенно связывают с близостью к клану Кеннеди. Она была разной – весёлой и несчастной, очаровательной и невозможной, и такой она остаётся в памяти, по-прежнему вызывая интерес к своей личности. Люди всегда будут с удовольствием пересматривать чёрно-белые фильмы, где мелькает белоснежная улыбка Мэрилин и звучит её хрипловато-сексуальный голос. Её манеры, её своеобразную походку продолжают копировать многие, но оригинал остаётся оригиналом.




Совершенно иной образ в кинематографе олицетворяет нежная и хрупкая и бесконечно трогательная Одри Хёпберн. Она не стала секс-символом кино, но её аристократичная внешность, безупречный стиль, удивительное обаяние и свежесть позволяют причислить её к самым красивым женщинам мира. Она была не только красива, но и умна, и остроумна, она напоминала принцессу, хрупкую фею. Почти все фильмы с её участием необыкновенно светлые и забавные, всегда поднимают настроение. И неважно, в которых раз их смотришь. Взгляд её широко распахнутых глаз заставляют поверить, что мир прекрасен и удивителен, что добро всегда побеждает зло и что, несмотря на все неудачи, стоит идти дальше, сохраняя достоинство и улыбку. Её образ никогда не потеряет своей притягательности и актуальности, неся свой удивительный свет чистоты с экранов.




Ещё одна незабываемая героиня кинематографа – Вивьен Ли. Большинство из нас знает её по одному из величайших фильмов мирового кино «Унесённые ветром», и мы ассоциируем её с образом Скарлетт О'Хара – взбалмошной, легкомысленной, порой жестокой, но в то же время сильной, упорной и преданной женщиной. Однако помимо Скарлетт, Вивьен сыграла немало ролей и была любимой актрисой Уинстона Черчилля. Любовью всей её жизни и кумиром был Лоуренс Оливье: влюбившись в него, она ходила на все его спектакли и твёрдо решила стать его женой, несмотря на то, что и она, и Лоуренс уже состояли в браке. Благодаря ей красоте, упорству и счастливому случаю её мечта осуществилась. В течение 20 лет она была леди Лоуренс Оливье. Несмотря на неожиданный развод и тяжёлую болезнь, она сохранила способность смеяться, очаровывать и продолжала играть в кино и театре, поражая глубиной мастерства трагической актрисы. Эти удивительные качества делают её образ особенным.




Одна из «великих блондинок кинематографа» – Марлен Дитрих, актриса со сложной судьбой (впрочем, как и у многих героинь), необыкновенным драматическим талантом и завораживающим голосом. Её карьера началась в родной Германии, где она снялась в нескольких немых фильмах, а самой заметной ролью стала роль в кинофильме «Голубой ангел». Его успех открыл ей дорогу в Голливуд, где она шокировала общественность, став первой женщиной, появившейся на публике в мужском костюме. Брюки «Марлен» были увековечены в моде. Марлен приписывали немало связей, в том числе, с женщинами, что тоже было шокирующим. Конец её жизни был таким же необычным: после травмы она оказалась прикована к постели, и последние 12 лет поддерживала связь с миром лишь по телефону. Она всегда будет образом загадочности и «брутальной женственности», если можно это так назвать.




Легендарная Коко (Габриэль) Шанель. Женщина-миф, женщина-революционер, женщина-история, она сама окружила свою жизнь множеством легенд и домыслов, маскируя реальность умелой выдумкой, дымкой дорогих духов и овевая роскошными тканями. Она создала образ новой женщины, «отрезав» всё лишнее. Её стиль отличала лаконичность, тем не менее, не чуждая роскоши. Она подарила нам маленькое чёрное платье и немало парфюмерных шедевров. Не будучи классически-красивой, Коко Шанель привлекала внимание мужчин своей харизмой и искрящейся личностью, ей приписывали романы со всеми известными мужчинами её времени. И большинство слухов было правдой. Несмотря на такой бешеный успех, замуж она не вышла, предпочитая свой образ жизни и свой круг интересов свиванию семейного гнёздышка. История её жизни – один из самых неординарных примеров в истории.




Фаина Раневская. Актриса, способная заменить собой всю труппу; философ с цигаркой, скандальная особа, язвительная дама с низким голосом, страшно одинокая и ранимая душа... Гремучая смесь! Свою сценическую деятельность Раневская начала в 1915 году в Малаховском дачном театре под Москвой. После она играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в передвижном «Первом советском театре» в Крыму. Ее первые успехи в профессии связаны с исполнением таких остро характерных ролей, как Шарлотта в «Вишневом саде», Змеюкина в чеховской «Свадьбе», Дунька в «Любови Яровой». С 1931 года Раневская стала актрисой московского Камерного театра, после чего работала также в Центральный театр Красной Армии и в Театре им.Моссовета. В кино Раневская пришла в 38-летнем возрасте, снявшись в «Пышке» у Михаила Ромма. Затем был «Подкидыш», с ним пришла невероятная популярность...




Она прожила очень долгую жизнь – если считать «по головам правителей», то в этот отрезок времени вместятся несколько эпох: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев: Популярная в народе фраза «Муля, не нервируй меня» стала ее проклятием, а эпизодические роли – даже они - доставались все реже и реже. Фаина Георгиевна защищалась от реальности как могла. В частности, она во всем старалась увидеть смешное. Именно поэтому она стала для нас, после многочисленных публикаций ее высказываний и афоризмов, одной из самых потрясающих женщин ушедшего столетия. Своим ироническим талантом она воспользовалась настолько полно (в отличие от таланта артистического), что даже сейчас мы бездумно повторяем многие ее фразы. Это ли не есть истинное бессмертие? О Раневской написано многое - биографии от разных авторов, воспоминания ее современников и исследования потомков... Но нигде ярко так не чувствуется ее личность, не видны ее предпочтения, антипатии и отношение к жизни, как в ее собственных высказываниях.

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье артистически-балетной. Мама – Рахиль Мессерер – была актрисой немого кино, а тетя и дядя – Суламифь и Асаф Мессерер, виртуозный танцовщик и прекрасный педагог, – тогдашние звезды Большого балета, любимая балетная пара Сталина. На самодеятельной сцене на суровом острове Шпицбергене состоялся дебют маленькой Майи в опере Даргомыжского «Русалка». Крошечная роль была исполнена блестяще, и из дома навсегда ушел покой. Юная балерина ни минуты не сидела на месте, импровизировала, пела, танцевала, исполняя все роли одновременно. И на семейном совете было решено: по возвращении в столицу отдать маленькую непоседу в хореографическое училище. 21 июня 1941 года, накануне войны, Майя удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала. С первых шагов на сцене Большого проявилась яркая индивидуальность балерины – необыкновенная выразительность, страстность, динамика танца. Впервые успех пришел к ней в «Шопениане», где она танцевала мазурку. Каждый прыжок Плисецкой, в котором она на мгновение зависала в воздухе, вызывал гром аплодисментов.




Она любила только танцевать, а трудиться совсем не хотела. И только позже она стала понимать, каким увлекательным, интересным, творческим может быть упорный ежедневный труд балерины. Ступенька за ступенькой поднималась Плисецкая к своим главным партиям. В балете «Спящая красавица» была феей Сирени, феей Виолант и, наконец, Авророй. В «Дон Кихоте» перетанцевала почти все женские партии, но блистательно исполненная роль Китри стала открытием в исполнительском искусстве. Стиль исполнения Майи Плисецкой стал общепринятым каноном... В 1983 году – неожиданный поворот в судьбе примы: ей предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы. 4 января 1990 года Майя Плисецкая танцевала свой последний спектакль в Большом театре – «Даму с собачкой». Давние разногласия с художественным руководством балетной труппы привели к тому, что балерина ушла из Большого театра.

Валентина Терешкова. Лететь в космос должна была не Валентина Терешкова, а ее подруга по аэроклубу Татьяна Морозычева, у которой было гораздо больше прыжков с парашютом. Но на медкомиссии неожиданно выяснилось, что Таня ждет ребенка. Когда 26-летняя Валентина благополучно приземлилась после полета, у многих чувство обиды и зависти сменилось жалостью. Космическое путешествие Терешкова перенесла плохо. Эти семьдесят часов стали для нее настоящим адом. Почти все время Валентину непрерывно тошнило и рвало. Но она старалась держаться – на Землю шли доклады: «Я – «Чайка». Полет проходит нормально». А при катапультировании Терешкова ударилась головой о шлем - приземлилась с большущим синяком на щеке и виске. Валентина была почти в бессознательном состоянии. Ее срочно переправили в госпиталь в Москву. Лишь к вечеру светила отечественной медицины сообщили, что жизнь и здоровье Терешковой вне опасности. На следующий день срочно сделали постановочную съемку для кинохроники: Терешкову посадили в аппарат, засняли статистов, бегущих к нему. Потом один из них открыл крышку аппарата. Терешкова сидела внутри, веселая, улыбающаяся. Эти кадры облетели весь мир.




Из космоса «Чайка» вернулась женщиной-символом. Ей начинают подражать – дамы просят в парикмахерских сделать стрижку, как у Терешковой. На прилавках появляются наручные часы «Чайка». Ее приглашают в Кремль. Общественные организации по всему миру хотят видеть ее своим почетным членом. Ее жакет, кроме звезды Героя, украшают два Ордена Ленина, Орден Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и Дружбы народов. Она – герой республик Болгария и Монголия. Терешкова становится женщиной-легендой. Ей присваивают генеральское звание (она до сих пор единственная в российской армии женщина-генерал). Один из кратеров на Луне назван ее именем.

Мать Тереза родилась 27 августа 1910 года в македонском городе Скопье в семье албаноговорящих аромунов. В восемнадцать лет она уехала в Ирландию, где вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 году приняла постриг и получила имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием. Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину Ордена милосердия, деятельность которого была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.




С 1965 года деятельность Ордена милосердия переступила границы Индии, в настоящее время он имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Его миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах. В 1973 году мать Тереза была удостоена только что учреждённой Темплтоновской премии за прогресс в религии. Тереза стала её первым лауреатом. В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».Она умерла в 1997 году в возрасте 87 лет. В октябре 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) Католической Церковью.