Элизабет Тейлор: чтобы стать легендой, нужно сначала умереть
25.03.2011 10:20
...кто называл разлучницей, «той еще штучкой» (троих из семи своих мужей Лиз «украла» у других женщин), а для других она всегда была красавицей, талантливой и харизматичной актрисой – настоящей звездой экрана.

Элизабет Тейлор, очевидно, была также и последней настоящей звездой экрана, смело утверждают кинокритики. Так уж сложилось, что чуть-чуть не дожив до своего восьмидесятилетия, Лиз пережила своих коллег по цеху и вечных соперниц на экране – Мэрилин Монро умерла в 1962 году в возрасте 36 лет от передозировки наркотиков, а Джейн Мэнсфилд было 34, когда она погибла в автокатастрофе.

Родилась Лиз в Лондоне, в семье американских актеров, которые с началом Второй мировой войны были вынуждены вернуться в США. Следуя семейной традиции, Лиз в возрасте 9 лет начинает сниматься в кино. Поначалу режиссеры весьма скептически воспринимали актерский талант маленькой красавицы. Ее первая масштабная роль была в фильме «Баттерфилд, 8», где она сыграла элитную проститутку, которая, пользуясь популярностью среди богатых и готовых на все ради нее мужчин, самозабвенно влюбляется в альфонса, хотя при этом понимает, что ничего хорошего ей это не сулит. Именно за роль Глории Вэндроуз Элизабет Тейлор получила свою первую статуэтку «Оскар» в 1960 году. К тому времени Лиз уже успела четыре раза побывать замужем – Майк Тодд, ее третий муж, погиб в крушении самолета, названного в честь Тэйлор «Счастливая Лиз», а четвертый брак с владельцем сети отелей Ником Хилтоном (дедушкой Перис Хилтон) распался после трех месяцев регулярных скандалов.

Сама актриса, около которой всегда было множество поклонников, так комментировала свою любвеобильность: «Родители внушили мне уважение к браку, поэтому я всякий раз выходила замуж. А теперь меня называют блудницей. А я спала только с теми, за кем была замужем. Много ли женщин могут похвастаться тем же? Вы не дождетесь от меня заявления, что я уже не выйду замуж еще раз».

В 1961 году на съемках фильма «Клеопатра» актриса познакомилась со своим шестым (до этого она пять лет прожила в браке с Майклом Уилдингом) мужем – Ричардом Бартоном, который сыграл в ленте Марка Антония. Любовь вновь вскружила голову культовой актрисе, и их бурный роман закрутился прямо на съемочной площадке.

Еще один брак и еще один фильм, который впоследствии стал мировым бестселлером, – Элизабет досталась главная женская роль египетской владычицы Клеопатры, за которую она получила рекордный для того времени гонорар в миллион долларов. Сама она с юмором отнеслась к предложению сыграть Клеопатру, заявив журналистам: «Если продюсер настолько глуп, что предлагает мне миллион долларов за фильм, я не настолько глупа, чтобы отказаться».

Именно роль египетской правительницы принесла голливудской красавице с синими глазами и волосами цвета воронова крыла всемирное признание, а женщины со всего мира начали подражать актрисе и носить «глаза Клеопатры» – густо накрашенные черной подводкой глаза, моду на которые ввела Лиз Тейлор.

В 1966 году в свет выходит новый фильм со звездой «Кто боится Виржинии Вульф», за роль в котором Элизабет Тейлор была удостоена своего второго «Оскара».

В браке с Бартоном Лиз была целых два раза. Прожив десять лет вместе, актеры разорвали союз, но через год, в 1975 году, вновь поженились, а потом снова развелись, возобновив отношения примерно на год. Апогеем их любви стал подарок Ричарда Бартона: в День святого Валентина он преподнес своей спутнице самую известную и самую большую жемчужину в мире – жемчужину «Перегрина», более известную как «Блуждающая», а ранее – самый большой в мире бриллиант в 70 карат.

Спустя одиннадцать лет, два брака и одиннадцать совместных фильмов Бартон будет вспоминать слова своей возлюбленной, которая говорила: «Наша беда в том, что мы слишком сильно любили друг друга».

Всю жизнь Элизабет стремилась к идеалу. Все, к чему она прикасалась, было, так или иначе, обречено на успех. При этом ей даже не приходилось прикладывать много усилий. Так, она однажды призналась в интервью, что последние недели съемки ее первого оскароносного фильма «Баттерфилд, 8» проходили в абсолютном молчании с режиссером картины. Лиз просто поссорилась с ним, но на успехе киноленты это никак не отразилось.

Однажды Тэйлор задумала выпускать свой собственный парфюм – и уже через некоторое время ее «Белый бриллиант» завоевал рынки США, получив статус самых продаваемых духов. И это притом, что актриса не особенно-то занималась их продвижением – слава и успех Элизабет жили собственной жизнью.

Но жизнь, которую так любила актриса, не отвечала ей взаимностью. Привнеся в судьбу актрисы множество счастливых мгновений, обилие любви и признания, она забрала самое необходимое – здоровье. Актрису постоянно доставали различные недуги – она дважды (!) едва не умерла от воспаления легких, а в 1997 году перенесла операцию по удалению опухоли мозга. Лиз перенесла тяжелейшую операцию по имплантации тазобедренных суставов обеих ног, а в 2002 году лечилась от рака кожи.

Тейлор очень болезненно переживала потерю близких друзей – так, после смерти ее друга и соратника Майкла Джексона, вместе с которым она организовала несколько благотворительных акций, Лиз попала в больницу с сильнейшим стрессом, после чего ей сделали операцию на сердце. Но, видимо, этого было недостаточно, потому что в феврале 2011-го ее госпитализировали с острой сердечной недостаточностью, от которой она и скончалась.

При жизни актриса занималась не только коллекционированием мужей и бриллиантов, но и активной благотворительностью. Так, она была одной из первых знаменитостей, кто бросил вызов СПИДу – еще в 1985 году она создала фонд, в который были привлечены десятки миллионов долларов. Элизабет сделала многое, чтобы ситуация со СПИДом в Америке была более-менее под контролем, но сама она хотела сделать еще больше.

«Если бы у меня был талант Элтона Джона, я бы устраивала концерты и собирала деньги. Но все что я могу – звонить людям», – сказала как-то она.

Несомненно, мир потерял воистину великого человека и талантливую актрису. В своем комментарии по поводу смерти Элизабет Тейлор, всемирно известный футболист Дэвид Бекхэм сказал: «Мир потерял настоящий эталон красоты, как внутренней, так и внешней». И к этим словам, пожалуй, нечего больше добавить, кроме того, что Лиз Тейлор, перешагнув черту, стала героиней собственного пророчества: «Для того, чтобы стать легендой, нужно сначала умереть».