«Пиккардийская терция»: «Хор Турецкого» любит на своих концертах позлоупотреблять фонограммами»
20.08.2009 08:11
...исполнением песен в стиле «а капелла», не сидит без дела. В перерывах между концертами и турне, ребята из «Пиккардийской терции» пополняют свою дискографию новыми альбомами, занимаются благотворительностью и выступают совместно с иностранными звездами. О том, что вдохновляет музыкантов на покорение новых творческих вершин и чем они собираются порадовать поклонников, корреспонденту From-UA рассказал Владимир Якимец, художественный руководитель и участник «Пиккардийской терции».

From-UA: - В Украине нет известных музыкальных коллективов, которые поют «а капелла». Что именно повлияло на ваш выбор этого музыкального стиля?

В.Якимец: - Во-первых, каждый из нас по образованию – дирижер хора, поэтому сам Бог велел вместе творить ту музыку, которую мы лучше всего знаем и больше всего любим. Во-вторых, «а капелла» глубоко укоренилась в украинских музыкальных традициях, оттуда можно бесконечно черпать вдохновение. В-третьих, «Пиккардийская терция» вышла на сцену тогда, когда современная музыка Украины начинала развиваться и в а-капельной нише творило действительно немного коллективов – «Джаз-экспромт» из Киева, «Гамма» из Днепропетровска, камерный хор «Киев».

Первопроходцам и легко, и тяжело одновременно – слушатели еще искренне разделяют и вкус творческих побед, и прощают ошибки. А это сильно обязывает. Поэтому все способствовало амбициозным намерениям – сделать а-капельную музыку максимально интересной и разнообразной для слушателей. Такую, чтобы под нее влюблялись, грустили, радовались, зачинали и рожали детей. А потом чтобы те же дети приходили на наши концерты (смеется).

Ныне а-капельная музыка имеет намного больше представителей – Jazzex, ManSound, «Дюк тайм», «Бьюти бэнд», «Орфей» и другие. Названные исполнители достаточно известны и интересны. И не только в Украине. Одни группы приглашают, отмечают на уважаемых фестивалях, другие самостоятельно организовывают фестивали в Украине, еще одни получают премии в Америке за лучшую песню. «Известность» в музыке – это очень относительная величина, потому что все зависит, от чего отталкиваться.

From-UA: - «Пиккардийскую терцию» нередко сравнивают с ее российскими коллегами – «Хором Турецкого»? Нравится ли Вам такое сравнение?

В.Якимец: - Категорически не нравится. И аргументирую почему. Лично я не считаю «Хор Турецкого» а-капельным коллективом, скорее вокальным. Поскольку «а капелла» по своей сути исключает использование фонограммы. А «Хор Турецкого» любит на своих концертах позлоупотреблять фонограммами «минус», а то и «плюс». Другой момент – каждый исполнитель выбирает сам для себя, что в творчестве является первоочередным – песни или шоу. Эта группа на первое место вывела шоу. Если уже взяться сравнивать, то «Пиккардийская терция» оставит после себя авторские произведения, такие как «Старенький трамвай», «Колискова для Аліси», «Пустельник», «Сад ангельських пісень». Для меня «Хор Турецкого» – группа ремейков.

From-UA: - Владимир, Вы как-то признались, что 90% выступлений «ПТ» проходит в Украине. Планируете ли Вы в ближайшее время поездить немного по миру? Куда, когда, почему именно?

В.Якимец: - Ныне действительно больше выступаем в Украине, но раньше было наоборот. Мы уже немного поездили по миру – побывали на всех континентах, кроме Африки (смеется). Просто рынок украинской музыки и продукции расширился, поэтому радушно отвечаем на большинство приглашений.

Вот недавно хотели выступить на фестивале в Свирже, но не успели – сцену разобрали (смеется). Зато в ближайшее время планируем в очередной раз поехать в Германию на фестиваль «Vokal total», ведем переговоры с Америкой и Канадой, чтобы презентовать новый альбом «Етюди». А вот Рождество проведем в городе Базель, что в Швейцарии. Муниципальный хор Базеля предложил провести совместные рождественские концерты. Сначала выступит хор, потом – мы, а в конце вместе споем 5 произведений. Поэтому уже расписываю партитуры с украинскими колядками, которые будут звучать в Швейцарии. Мы живем по принципу песни «Сядеш у поїзд» – пусть себе едет или в Прагу, или в Вену. Путешествия для «Пиккардийской терции» – это как саундчек перед концертом – должен быть.

From-UA: - Правда ли, что Вы поете на 12 языках? Если правда, то на каких именно? Как Вы учите песни?

В.Якимец: - Поодиночке тяжело нас назвать полиглотами, но в целом «Пиккардийскую терцию» таки можно (смеется). В нашем репертуаре – польский, английский, французский, итальянский, немецкий, эстонский, чешский, испанский, латиница, венгерский, русский и, конечно, украинский языки. Музыканты очень быстро улавливают иностранное произношение. То есть, чтобы перевести значение слова, надо поработать, а вот воссоздать его звучание можно с первого раза.

Практически в каждой стране, где мы пели на ее языке, солисты получали комплименты о максимальной аутентичности. Солист Андрей Капраль имеет собственную методику: сначала слушает и перенимает манеру исполнения на иностранном языке, скажем, Паваротти или Стинга. А потом по всем теоретическим вопросам консультируется с филологами. Потому что знание текста песни, ее эмоциональной основы – это точные интонации и соответствующие акценты.

From-UA: - Бывали ли какие-нибудь казусы, комичные ситуации, связанные с Вашим неидеальным владением каким-нибудь иностранным языком?

В.Якимец: - Оказии бывали всякие. Первое, что вспомнилось, – история о том, что каждое иностранное слово имеет вес (смеется). В Польше, вечером, после концерта, один журналист договаривался с нами об интервью всем секстетом. И звучало это, мол, встретимся «jutro о 8». Мы, уставшие, подумали, что jutro – это утро. Мы себя, как Мюнхаузены, повытягивали за шевелюры из постелей и стали первыми посетителями «кнайпи» (польское кафе. – Авт.). Через полчаса ожидания и трех выпитых кружек кофе таки… разбудили журналиста своим звонком. И он удивленно оправдывался, что встреча с «Пиккардийской терцией» специально запланировал на вечер, чтобы мы отдохнули. А это «jutro» с польского переводится как «завтра».

А как-то после песни «O sole mio» в Италии к нам подошла пара итальянцев, которые поспорили между собой – поет настоящий итальянец или иностранец.

From-UA: - Почему, в отличие от того же «Хора Турецкого», о вашем существовании знает не так уж и много людей? «Пиккардийская терция» сознательно избегает популярности среди масс или дело в слабом пиаре?

В.Якимец: - В каждой стране а-капельная музыка не может быть настолько же раскрученной, как некоторые другие стили. В ротации клипов на MTV не увидите ни одной а-капельной группы. Исключение разве что Take 6 и Бобби Макферин, который долгое время удерживал 2-е место в рейтинге со своей песней «Don’t worry, be happy». Если считать, что сильный пиар – это покупка эфирного времени и газетных площадей, надутые сенсации и скандалы, безупречные фонограммы под фееричные шоу, то да – у нас такого пиара нет. Нам достаточно «слабого» пиара – постоянные аншлаги на концертах, аудитория которых – от детворы до пожилых ценителей, которые с нами в один голос поют большинство песен. Это 10 дисков за 16 лет и наивысшая государственная награда – Шевченковская премия.

From-UA: - Ваш коллектив существует уже много лет. Что Вы видите, оглядываясь на пройденный за это время творческий путь? Какие из намеченных целей Вы достигли, какие разочарования Вас ожидали? Какие планы на будущее?

В.Якимец: - Я считаю, что наш коллектив расширил аудиторию а-капельной музыки, ведь до того времени (основания «Пиккардийской терции». – Авт.) ее слушали либо профессионалы, либо маститые меломаны. Это и является для нас самым важным – музыка, которая нам нравится, которую мы создаем, смогла восхитить других людей. Так что не зря этим занимаемся. А вот часто оглядываться на пройденный путь не стоит, потому что можно перестать двигаться вперед. Главное достижение в самом коллективе - что столько времени работаем вместе, сформировались как музыканты, черпаем вдохновение и отстаиваем свои творческие позиции в горячих дискуссиях. За 17 лет на поле «Пиккардийской терции» произошла всего одна замена. Единственный творческий тезис на будущее – всегда гореть, а не тлеть. Дабы не допустить спад творчества и иметь мужество вовремя уйти со сцены. Любой музыкант, искренний перед собой, чувствует этот момент.

From-UA: - Владимир, в конце сентября «Пиккардийской терции» исполняется 17 лет. Как Вы планируете праздновать 17-летие?

В.Якимец: - Настоящие празднования отложим аж до нашего юбилея – двадцатилетия (смеется). А день торжеств этого года проведем в благотворительном туре, организованном Украинской Греко-католической церковью. Вместе с другими исполнителями – Тарасом Петриненко, Фомой из «Мандр», группами «Горгишели», «С.К.А.Й.», «Гудимов» - поможем собрать средства на строительство Патриаршего собора в Киеве. Единственный подарок, который сделаем себе и поклонникам, – выпустим свой первый концертный DVD – презентацию альбому «Етюди» в Львовской опере в этом году. Сейчас процесс на стадии монтажа, но до конца сентября мы его закончим.

From-UA: - 14 ноября Вы собираетесь выступить в Киеве. Входит ли этот концерт в празднование Вашего 17-летия? Что нового ожидает поклонников на этом концерте?

В.Якимец: - На концерте «Усе Тобі» прозвучат произведения, которые достаточно редко исполняем и по которым уже соскучились наши поклонники. Также после «Етюдів» мы уже написали новые песни, которые не терпится представить аудитории. Снова с нами на сцене будут барабанщики перкуссионисты. Поэтому можете ожидать премьер, тренировать свое настроение, чтобы в полной мере разделить с нами море позитивных эмоций.
Беседовал Константин Манжет