Анатолий ШАРИЙ. Черно-белый космос
12.10.2009 12:07
...подарили всем желающим киновечер. В рамках фестиваля «Jazz in Kiev» состоялся показ картины «Молодой человек с трубой» («Young Man With A Horn»). Снятая ровно 60 лет назад, эта лента повествует о жизни некого талантливейшего музыканта Рика Мартина, в котором истинные знатоки мировой музыкальной истории без труда узнают выдающегося трубача Бикса Байдербека.

Признаюсь - о Байдербеке я не знал ровным счетом ничего. Однако не думаю, что подавляющее большинство читателей смогут меня в этом упрекнуть, пнув кающееся тело неосведомленного журналиста со словами «да как же можно не знать Байдербека?!».

Можно.




К сожалению, музыкант, ставший легендой в США, человек, чей светлый образ, выражаясь языком соцреализма, вдохновлял на подвиги юные таланты джазовой музыки, просиживающие дни напролет в репетиционных подвалах, неизвестен подавляющему большинству украинцев, считающих себя культурной нацией. И не украинцев это вина. Но с виновными разбираться не время и не место. Разберемся с теми, кто прорехи в культурном образовании успешно латает.

До начала сеанса Алексей Коган и Леонид Гольдштейн смогли ввести собравшихся в зале образовательного центра «Мастер Класс» зрителей в курс дела. А дело в следующем - парень, родившийся в Айове в 1903 году, был уникален и «повернут» на музыке с детства. В три года от роду исполнял на фортепиано вторую рапсодию Листа, причем до самой своей смерти нотами не пользовался, воспроизводя мелодии исключительно на слух.


Бикс Байдербек


Луи Армстронг сказал о Байдербеке следующее: «Если бы он прожил дольше, мне нечего было бы делать в джазе». Когда игру Бикса услышал великий Кинг Оливер, по щекам известнейшего здоровяка потекли слезы...

Теперь немного о самом фильме и об атмосфере в кинотеатре. Во-первых, кинематограф сороковых-пятидесятых годов - это своего рода космос, существующий сегодня отдельно от грешной Земли. При необходимости нам достаточно лишь включить проигрыватель и улететь в таинственную невесомость черно-белых шедевров. Кинозвезды 40-х годов сегодня смотрятся как настоящие посланники прошлого, реальные персонажи, отлично передающие дух времени своими набриолиненными головами и притопывающими лаковыми штиблетами.

Без использования спецэффектов, без силиконовых выпуклостей и надувных губ, на одной игре актеров, крупными мазками писались шедевры, сегодня украшающие стены музея мировой классики кинематографа. Кирк Дуглас, Лорен Бэколл, Дорис Дэй, Хоуги Кармайкл, Хуано Эрнандес... Волшебники кино создали полную соответствия духу времени иллюзию жизни по ту сторону экрана.

Чувства, эмоции, лица, фразы - происходящее действо, обрамленное в добротную раму живой джазовой музыки, заставляет зрителя полностью перемещаться в мир, созданный 60 лет назад режиссером Майклом Кертицом.




Вот диалог жены главного героя, полусумасшедшей богатой дамочки (как по мне, внешне удивительно похожей на Наталью Окунскую), со своим супругом-музыкантом:

- Да, Рик, мы должны быть настоящими друзьями.
- Погоди, мы не друзья, мы - муж и жена!
- Действительно? Ну, это слишком сложно...


Каково?!

Весь фильм выдержан в стиле хриплой джазовой мелодии, рвущейся из приоткрытого окна прокуренного бара на ночную улицу, занавешенную дымкой моросящего дождя.

Рик несколько раз за картину произносит самую главную фразу, своего рода девиз жизни трубача - «я живу музыкой, я не могу без музыки». Ему плевать на деньги, на известность. Он просто играет. Играет сам с собой в пустом гардеробе и в квартире. Играет, чтобы помочь своему другу, старику-негру, познакомившему его с джазом. Играет, чтобы развеять тоску. Чтобы вырваться из мира обыденности, тесного и неинтересного.

Он любит, но будет предан, он теряет настоящего друга, он не понят, он становится-таки «птицей с одним крылом», как и предупреждал его умудренный жизнью музыкант еще в детстве.

- Вначале все будет отлично, но потом ты не сможешь летать...


Кирк Дуглас в роли Бикса Байдербека


Выдающийся трубач Бикс Байдербек стал известен, будучи совсем юным. Он блистал на лучших подмостках, но очень скоро «не смог летать». Музыка, которая была всей его жизнью, заменила саму жизнь. Тонко чувствуя аккорды, Бикс чрезвычайно раним, он оказывается совершенно не приспособлен к столкновению с действительностью, порой жестокой и уродливой.

Фильм оканчивается хеппи-эндом, абсолютно инородным и неестественным во всем повествовании. К сожалению, реальный конец истории Бикса был столь же трагичен и нелеп, как и многие затмения великих звезд мировой культуры - пристрастие к алкоголю и смерть в 28 лет...

Темное помещение, никакого попкорна и глупых реплик, никакого хамства и ограниченности. Бесплатный показ кинофильма, которому исполнилось 60 лет, не собрал полный зал зрителей. Впрочем, это неважно. А важно то, что несколько десятков человек побывали в черно-белом космосе кинофильма «Молодой человек с трубой». Важно то, что частичка вечности останется со зрителями навсегда и размножится, попадая в души тех, кто не пришел на кинопоказ, проводимый в рамках фестиваля «Jazz in Kiev 2009».




Рано или поздно сказка заканчивается. Чем ближе к завершению праздник джаза, тем с большей жадностью смакуешь каждую минуту соприкосновения с чудесным миром живого искусства, вечного, как мир, и притягательного, как свет великих звезд, ушедших навсегда...

P.S. В рамках проведения фестиваля также состоялись показы следующих фильмов:

10 октября – «Птица» (1988);

11 октября – «Любимчик» (2004).