Директор «Червоной Руты» Тарас Мельник: «Украинская массовая и рок-музыка интересней, чем в России»
16.09.2009 08:09
Директор фестиваля Тарас Мельник рассказал From-UA в интервью о трудностях, с которыми сталкиваются организаторы фестиваля, и о том, как, несмотря на эти трудности, украинская культура возрождается из постсоветского пепла в самодостаточное явление.

From-UA: – «Червона Рута» проходит в Украине уже 20 лет. Можно ли сказать, что за это время проводить конкурс стало проще?

Т.Мельник: – В первые годы были политические трудности, сопротивление старой системы. В 91-м было настоящее ЧП, поэтому там все висело на волоске. Это были общественно-политические трудности. Сегодня их нет, но есть экономические. Тогда экономических трудностей практически не было, потому что, например, самолет в Черновцы стоил тогда 10 рублей. Тогда люди бесплатно работали и выступали, а теперь надо платить.

Конечно, сейчас легче, чем когда ты не знал, что тебя посадят. (Смеется.) Тем более это был первый УКРАИНСКИЙ фестиваль! Он вызывал такую оценку, словно это был национализм, бандеровцы… Теперь никто ничего против не имеет. Но экономически – это удавка! По телевидению и радио подобное запрещали. А теперь не показывают, потому что надо заплатить. Я не знаю, что лучше, результат один и тот же. (Смеется.) В 1995-97 гг. у нас брали записи бесплатно, еще и благодарили. Теперь это невозможно…

From-UA: – А финансовый кризис как-то сказался на организации «Червоной Руты»?

Т.Мельник: – Вообще это духовный кризис. Откуда взялся финансовый кризис? Люди хотели слишком больших доходов, они утратили ощущение какой-то скромности.

Сегодня нам помогает государство. К тому же еще и Министерство молодежи (Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта. – Авт.) присоединяется. Я считаю, что оно тоже поможет. Буквально последние два года другой министр, Василий Вовкун, который вырос на «Червоной Руте» и был режиссером. Просто он знает, что это такое, сам принимал участие. Поэтому мы дождались того времени, когда выросли наши молодые участники, режиссеры. И они теперь, можно сказать, при власти.

В 93-м, 95-м и 97-м годах нам помогали. Это было при министре Иване Дзюбе. Выдающийся человек, который понимает, имеет широкое мировоззрение, перспективное культурное мышление.

From-UA: – Помимо государства, поступают ли какие-нибудь предложения со стороны спонсоров?

Т.Мельник: – Сегодня почти нет. Или такие мелкие, что при нашем бюджете спонсорами их не очень-то и назовешь. Само собой телевидение, УТ 1. Иващук, который был первым ведущим «Червоной Руты». И главный продюсер Пятого канала тоже из Черновцов. Т.е. люди, которые были на первом фестивале, которые на нем выросли. Люди, на глазах которых произошли культурные перемены, сегодня активно нас поддерживают.

From-UA: – «Червона Рута» зажгла много звезд. Сегодня они как-то помогают в проведении фестиваля?

Т.Мельник: – Нет, они не помогают. Они ведь артисты, а не организаторы. До финансовой поддержки, наверно, еще не доросли. Вообще они должны были бы помогать не нам, а молодым артистам, поддерживать их. Это было бы естественно и справедливо. Сегодня они могли бы отблагодарить (за раскрутку. – Авт.), помогая своим последователям. Но массовой поддержки я не вижу.

Когда-то, в другие эпохи, было много примеров, когда известные люди – ученые музыканты – разрешали жить у себя дома и помогали молодым артистам. Я хочу об этом напомнить известным артистам, что когда-то и они получали помощь… Это актуальный вопрос.

From-UA: – Изменились ли за годы проведения фестиваля критерии отбора исполнителей? Возможно, отбор стал проходить жестче?

Т.Мельник: – Критерии остались те же. Это поиск нового, современного. А поскольку это постоянно меняется, то сегодня, на новом этапе, оцениваются современные тенденции. Ты должен знать, что происходит в мире, быть осведомленным. Ну, и национальный критерий – он вечен. Объединение национального и современного, а не просто наследие, скажем, американской школы или европейской. Потому что это всегда вторично.

В разные эпохи, на разных этапах ты должен показывать новые результаты и, само собой, свою национальную школу. Используя мировые достижения, ты трактуешь их по-своему, имеешь свое видение. В этом вся неповторимость, это интересно для других.

Молодежи в шоу-бизнесе не хватает знания, умения сохранять лицо. Наследование, копирование чужого – это болезнь. Сегодня это, пожалуй, больше ощущается, чем на первой «Червоной Руте».

From-UA: – А заявок на участие в конкурсе с годами становится больше или, быть может, даже меньше?

Т.Мельник: – Нет, не меньше. И это приятно. К нам идут, верят, что здесь на самом деле нет никаких подделок, никакого протягивания. Связи не имеют значения, только твой талант. Но, с другой стороны, это трагично. Значит молодежь, новое поколение, не особо стремится туда, куда должна стремиться. Потому что везде берут известных исполнителей. Машина индустрии и коммерции работает и хочет быстро разбогатеть на именах. А вытягивать неизвестных – это риск. Это требует усилий. Неблагодарность (за раскрутку молодых исполнителей. – Авт.), потому что это может не принести выгоду. Это большая кропотливая работа. Поддержкой фестивалей и конкурсов должно заниматься государство и организации, которые не зарабатывают деньги, потому что на молодых не заработаешь. Нет финансирования некоммерческих структур.

У нас постоянно есть большой поток и интерес молодых исполнителей, потому что только у нас они и могут себя проявить бесплатно. Ведь везде надо платить – за фонограммы, за костюмы и т.д.

From-UA: – Изменился ли за 20 лет культурный уровень украинской нации, и в какую сторону?

Т.Мельник: – Современная украинская музыка изменилась. Ее просто-напросто не было в 1989-м году. Возникла массовая молодежная культура. Что касается общего культурного уровня, я бы сказал, что некая человечность, отзывчивость и скромность тогда были лучше. А это – самое ценное.

Украинская массовая и рок-музыка интересней, чем в России. Там она стала слишком коммерческой и стандартизованной. Конечно, в России есть вещи и поинтересней, но их не пускают на широкий экран. У нас же, в целом, больше своего лица и характера в молодежной культуре, чем в России. Это я вам точно говорю. И мы можем этим гордиться. Я думаю, что мы находимся в лучшем положении, и это надо ценить.
Беседовал Константин Манжет