События в Константиновке: общественный стресс и глубокие исторические корни
17.03.2015 14:19

События в Константиновке: общественный стресс и глубокие исторические корни

Вчера в Константиновке произошла трагедия, в ходе которой БМД насмерть сбил ребенка и травмировал женщину. После инцидента собралась большая толпа людей, которая возле военного общежития провела митинг и устроила массовые беспорядки.

Если отбросить полититический подтекст произошедшего, то причина столь агрессивного поведения людей состоит в том, что сегодня общество находится в состоянии стресса вообще по всей Украине. Люди реагируют на острые инциденты поспешно, агрессивно и эмоционально. Поэтому можно себе представить, как зашкаливают эмоции населения в городах прифронтовой зоны.

Для таких экстренных случаев, как в Константиновке, каждое правительство и каждая армия в мире всегда имеет специальные группы людей, которые «общаются» с населением. Они умеют успокоить толпу и вступить с ней в диалог. Если люди просто шокированы произошедшим случаем и эмоционально возбуждены, тогда спецгруппе удается договориться и прийти к какому-то взаимопониманию между конфликтующими сторонами. Однако на востоке нашей страны ситуация усложнена тем, что массовые беспорядки и протесты могут «подогреваться» пророссийскими элементами. Если это происходит, то диалога с людьми все равно не получится, так как создавшуюся ситуацию активно будут использовать и раскручивать провокаторы.

Если вчерашние беспорядки в Константиновке проанализировать более широко, то помимо эмоционального шока от смерти ребенка, они имеют более глубокие исторические корни. Сознание населения Донбасса готовилось к сегодняшней ситуации задолго до начала боевых действий. Это следствие информационной войны, которая давно проводилась Россией. О том, что украинская власть националистическая, на Донбассе говорили после и после Оранжевой революции, и после прошлогодней Революции Достоинства. Сегодня антиукраинские настроения искуственно разжигаются с новой силой.

Со стороны Киева «подлила масла в огонь» отмена Верховной Радой закона Колесниченко-Кивалова о региональном статусе русского языка. Это была большая ошибка, которой воспользовались пророссийские силы, и из которой был раздут новый антиукраинский «пожар» на юго-востоке. Кроме того, в сознании местного населения четко закрепился вывод, что все беды, которые сейчас переживает украинский народ, - это все следствие Майдана. Люди никак не могут осознать и поверить многочисленным доказательствам того, что Путин имел планы «прибрать Украину к рукам» намного раньше Революции Достоинства.

К тому же, многим людям на Донбассе абсолютно все равно, в какой стране жить – антиукраинская настроенность и пренебрежение ко всему украинскому там существовали всегда. Я был свидетелем такого неуважения не единожды, когда приезжал туда. Мне не раз говорили: «Украинское – это здесь не модно и не эффективно». С этим Донбасс жил десятилетиями, и на этой почве очень легко раскручивались антиукраинские настроения.

Меня, например, шокирует тот факт, что города Донбасса обстреливают сепаратисты и российские военные, а местному населению говорят, что стреляют «укропы» - и они в это верят. Это при том, что есть многочисленные доказательства обстрелов именно со стороны ополченцев. Поэтому как россияне, и некоторые люди с Донбасса когда-то вынуждены будут переосмыслить свои чувства и поведение, как это в свое время сделали немцы.

Если говорить в целом, то Украина не может сегодня одним махом решить проблему антиукраинской истерии на востоке. Сначала мы должны выиграть войну и только после этого мы сможем заняться «лечением» людей, которые травмированы психологически. Возможно, даже понадобятся советы врачей.

В частности, солдатам нужно объяснять, каким образом защититься от возможной эмоциональной агрессии тамошнего населения. Потому что были случаи, когда наши солдаты несли людям еду, а в ответ получали словесную брань, а некоторых вообще «сдавали» сепаратистам. Не исключено, что из-за этого, у некоторых военных также могло «лопнуть» терпение и они изменили отношение к местному населению в худшую сторону.

Но все же, факт травмирования людей с обеих сторон конфликта очевиден.