Очередная #зрада на пути к безвизовому режиму?
22.02.2016 15:09

Очередная #зрада на пути к безвизовому режиму?

Пресс-атташе ЕС в Украине Давид Стулик полагает, что если к июню 2016 года Украина не успеет принять законопроект «Об аудиовизуальных услугах», страна не получит безвизовый режим с Европейским Союзом, поскольку принятие такого закона прописано в Соглашении об ассоциации.

Что собой представляет законопроект «Об аудиовизуальных услугах»? Первый текст закона о государственном теле- и радиовещании был разработан рабочей группой еще в 2013 году. Он предусматривал полное обновление Закона о телевидении и радиовещании, исходя из двух традиционных технологий: у нас сегодня появилась масса новых технологий как по способу вещания – IPTV, ОТТ, так и по форме донесения контента – линейный или не линейный. Например, услуги видео на заказ и т. д. Поэтому этот закон разрабатывался еще тогда, потому что уже было понятно, что действующий закон не решает массу вопросов. Основная проблема была вокруг внедрения эфирной цифры, и нынешний текст редакции закона стал одной из причин, почему такая ситуация с «цифрой» произошла в Украине. В последние два месяца от регулятора, от участников рынка, от медиа-сообщества по актуализации поступают предложения по исправлению ошибок этого законопроекта. Насколько мне известно, парламентский комитет хочет реализовать этот текст в ближайший месяц.

Главная задача этого законопроекта – существенное изменение правил игры на рынке. С одной стороны, он должен либерализовать подход касательно технологий, которые не используют традиционный частотный ресурс, - уменьшить количество требований. С другой стороны, он дает дополнительные полномочия регулятору, которые у него должны быть относительно регулирования контента. Речь идет, прежде всего, о соблюдении законодательства, в частности, в избирательный период, чтобы в новостях не было политически направленной рекламы, агитации и всех «болезней», которые сейчас существуют на медийном рынке.

Если закон «Об аудиовизуальных услугах» не примут, это достаточно серьезно ударит по имиджу Украины, потому что за этим очень внимательно следит Европа. Это, с одной стороны, приведение закона в соответствие с конвенцией об иностранном вещании, где Украина является членом, а также приближение нашего законодательства к европейскому, а это, прежде всего, аудиовизуальная директива – Audiovisual Media Services Directive. Наш закон должен отвечать требованиям этой директивы. Если этого не будет, то мы в медийной части проваливаем гармонизацию, адаптацию нашего законодательства под евростандарты. Это очень нехорошая история, поэтому даже допустить возможность того, что его не будут рассматривать, не хотелось бы. Мы должны принять этот законопроект в этом году, и чем раньше, тем лучше будет для всей страны и для ее репутации.

При этом сегодня складывается ощущение, что крупные СМИ не заинтересованы в том, чтобы у нас был сильный регулятор. Им удобнее иметь не очень сильного регулятора, который не мог бы вмешиваться в их деятельность, соответственно, они не хотят нести ответственность за то, что идет в эфире. Попытки сорвать принятие законопроекта ощутимы со стороны крупных игроков, а не мелких. Мелкие как раз больше заинтересованы в принятии документа. Там, естественно, есть проблемные истории по срокам, по суммам штрафов, которые можно в рабочем порядке решить, то есть это не является серьезной преградой. Но четко видно, что крупные СМИ этого не хотят.

Кроме того, законопроект предусматривает создание общественного вещания, где собственником должны быть исключительно журналисты. Иногда этот момент называют причиной нежелания владельцев СМИ принимать законопроект. Но это не так. Владельцем СМИ может быть любой субъект, другой вопрос, что, согласно новому закону, этот субъект должен быть открыт, должна быть обеспечена его прозрачность. Условно говоря, Коломойский, Пинчук или кто-то другой должны фигурировать в схемах собственности телеканалов, которыми они владеют. Это главное задание. А владеть СМИ может кто угодно. Ограничения есть только по религиозным и политическим организациям, потому что там есть определенное влияние на контент, но Институт Медиа Права категорически против ограничения общественных организаций. Также общественные организации имеют право быть основателями СМИ. Другой вопрос, какие именно СМИ – коммерческие или не коммерческие, это дискуссионный вопрос, но полного запрета в демократическом обществе не должно быть.

Отсрочка принятия законопроекта «Об аудиовизуальных услугах» потенциально может отсрочить введение безвизового режима между Украиной и ЕС. Существует план действий по имплементации этого соглашения. Там определены несколько медийных реформ – это и общественное вещание, и разгосударствление, и новый закон о визуальных услугах. Поэтому существует действительно серьезная угроза срыва безвизового режима, если Рада не примет каких-либо шагов в этом направлении.

Посему сомнительно, что Украина успеет принять законопроект до июня, но, по крайней мере, если Украина покажет, что она работает над этим вопросом, и законопроект будет принят в первом чтении и пойдет на второе, то мы будет выглядеть гораздо сильнее, чем если законопроект вообще не будет даже зарегистрирован. Поэтому принятие этого закона – в интересах всех субъектов. Да, если будет много правок, его окончательное принятие может затянуться во втором чтении, но это уже вопрос «механики». Но очевидно, что даже ситуация с «цифрой» показывает, что принятие нового закона необходимо. Особенно это касается вещания в приграничных зонах – там существует масса проблем с эфирным вещанием, и точно так же необходимо регулирование, чтобы это можно было более правильно и быстрее внедрять.