ОБСЕ на службе у Кремля
29.02.2016 15:45

ОБСЕ на службе у Кремля

Использование российскими офицерами миссии ОБСЕ на Донбассе с целью беспрепятственного проникновения в тыл к врагу является еще одним доказательством неэффективности деятельности организации в регионе.

Группа «Информационное сопротивление» изначально говорила, что ОБСЕ четко разделено на две половины. Первая – это люди, которые пытаются объективно оценивать ситуацию и выполнять функции, возложенные на организацию, - мониторинг и фиксация нарушений с обеих сторон, то есть выполнять роль стороннего объективного наблюдателя. С другой стороны, мы видим вторую составляющую – это российская сторона, которая изначально полностью дискредитировала миссию ОБСЕ, начиная с неправдивой интерпретации фактов, вбросов информации с ложью относительно различных резонансных обстрелов в Донецке и других местах. То есть изначально надо было ставить вопрос, как вообще в наблюдательной мониторинговой миссии, которая должна давать объективную оценку, может быть представитель страны-агрессора? Ведь сама эта формулировка выглядит бредом. Не может агрессор, который одновременно выполняет функции постороннего наблюдателя, быть объективным. Здесь может быть только одно из двух. Поэтому ОБСЕ необходимо было ставить вопрос о собственном переформатировании еще в начале событий на Донбассе, когда была понятна эта ситуация.

К сожалению, в Европе далеко не сразу восприняли Россию вообще как непосредственного участника конфликта на Донбассе и агрессора. Но даже сейчас, когда уже многие чиновники ЕС и национальных правительств Европы признают этот факт, все равно мы не видим единомыслия и единодушия. Особенно сильно это сказывается на системе безопасности, которая построена в Европе, элементом которой и является ОБСЕ. Пока в нынешних условиях не будет полного переформатирования организации, с учетом полного исключения из представительства этой миссии представителей страны-агрессора, ни о какой эффективности со стороны ОБСЕ вообще не может быть и речи.

В то же время, со стороны официальной украинской власти мы также наблюдаем довольно странное поведение. Генштаб и штаб АТО иногда высказывается против таких действий некоторых представителей ОБСЕ, но мы не видим целостной позиции Украины о переформатировании миссии. Я думаю, что этот вопрос надо ставить на самом высоком уровне, собирать эти факты в единую базу, предоставлять европейцам доказательства и говорить им: «Ребята, эта система не действует, ее нужно менять и срочно. Ее надо было менять еще «вчера».

Хотя альтернатив миссии ОБСЕ не так уж и много, ООН еще менее эффективная система. На данный момент мы можем вести речь о двух вариантах международной безопасности – либо под протекторатом ЕС (здесь речь идет как раз об ОБСЕ), либо под эгидой ООН. Есть еще один вариант - миротворческий мандат ООН передается Организации Североатлантического договора (НАТО). Но этот вариант сегодня полностью исключается. ООН не примет решение о направлении в регион собственной миротворческой миссии, так что уже говорить о передаче мандата НАТО, если эта инициатива категорически будет заблокирована Россией в Совете безопасности Организации?

С начала событий в Крыму, а потом и на Донбассе, мы наблюдаем полный крах системы международной безопасности. Международные институции и национальные правительства цепляются за возможность использования этой системы только потому, что у них сегодня нет альтернативы. Возникают опасения, что если даже эти совершенно неэффективные и дискредитировавшие себя механизмы рухнут, тогда наступит полный хаос. Так что речь как раз должна идти о переформатировании миссии ОБСЕ на Донбассе. Чем быстрее европейцы это поймут, тем будет лучше для всех. И для них в том числе, поскольку нынешняя деятельность миссии ОБСЕ дискредитирует самих европейцев.