Военный блок стран Черноморского бассейна, или Зачем нам НАТО?
07.07.2017 08:05

Военный блок стран Черноморского бассейна, или Зачем нам НАТО?

Президент Украины Петр Порошенко подписал закон об углублении Украиной сотрудничества с Организацией Североатлантического договора с целью получения членства в Альянсе. Об этом он заявил сам у себя на странице в Facebook.

В данном случае эти действия похожи на занятия популизмом. Какой смысл был в подписании этого закона, если в этом году мы отметили 10-летие программы «Партнерство ради мира»? То есть у нас УЖЕ есть сотрудничество — это раз. Второе — мы определили внеблоковый статус страны — это два. Три года мы ведем войну и решаем вопросы внешней безопасности Украины — сколько раз государство Украина пыталось подать заявку на членство в НАТО? Ни разу. И это три.

А бедная-несчастная Черногория, которая посчитала себя незащищенной и нуждалась в системе коллективной безопасности, подала заявку в НАТО — и она уже член, независимо от ее экономического и военного состояния на сегодняшний день. Вот вам и разница. Да мы можем еще десять законов подписать, и что изменится?! Это одно дело.

Другое дело, если мы говорим о том, что хотим подтянуть нашу армию и вообще систему безопасности страны к стандартам НАТО. В мае прошлого года президент Порошенко утвердил и ввел в действие Стратегический оборонный бюллетень, который нам помогли разработать (фактически написали) сотрудники НАТО. На сегодняшний день на основании этого бюллетеня не сделано ни-че-го. Даже нет программы развития Вооруженных сил на основании этого Стратегического бюллетеня, который, в принципе, является концептуальным документом для реформирования ВСУ.

За три года военной ситуации на Донбассе Польша дважды выступала с инициативой на уровне президента Польши о подписании Балтийско-Черноморского союза — чем не система коллективной безопасности? Мы даже создали совместную бригаду польско-литовско-украинскую. Так давайте подпишем Балтийско-Черноморский союз и в том числе в военном аспекте создадим единую систему коллективной безопасности в рамках этого союза по стандартам НАТО. А с НАТО подпишем партнерский договор о сотрудничестве и взаимопомощи. И все, вопрос решен.

В НАТО от нас ждут не слов, а действий, когда мы начнем реформировать армию, когда мы подадим заявку на вступление. А почему Украина не подает заявку? Потому что, подав заявку на членство в НАТО, Североатлантический альянс проводит комплексную ревизию страны для того, чтобы написать программу подготовки членства. Она может быть рассчитана на три-пять лет, но, как в эксклюзивном случае с Черногорией, которая взяла на себя очень много обязательств, для них вообще сделали годичную программу.

Но за последние 25 лет Североатлантический блок превратился больше в политическую организацию, чем в военную, и сейчас он пытается вернуться на военные рельсы. Программу подготовки членства Украина уже начинала проходить в 2005 году при Ющенко, и как непосредственный участник этой программы, стоит отметить, что в этой комплексной ревизии политических требований намного больше, чем военных. И главный вопрос там — это вопрос той же правоохранительной системы, вопрос коррупции и вопрос финансирования. Поэтому у нас очень много слов, а действия полностью отсутствуют.

Вся эта ситуация очень напоминает анекдот, когда Господа просят: «Дай выиграть в лотерею». - «Я тебе дам выиграть, но ты хоть билет купи». У нас точно такая же ситуация: мы принимаем законы, мы что-то там обещаем, что-то говорим — а практических шагов нет. А в НАТО устали ждать. Кстати, в 2018 году на сотрудничество, военно-техническую помощь нам могут выделить 500 миллионов долларов, но мы ж молчим, что в этом году согласно бюджету США мы уже осваиваем350 млн долларов. А куда их осваивают, кто их осваивает? А они выделены, это действующий бюджет США! А там не так, как у нас: есть денег — нет денег. Там жестко: статья есть — деньги есть. Вот о чем надо говорить.

Мы одни сейчас не вытянем в системе безопасности в противостоянии с РФ, понятно, что надо искать какие-то способы и средства. Кстати, закон об основном направлении для системы безопасности нам еще аукнется в том плане, что мы этим законом сами себя ограничиваем в праве выбора военного блока, к которому мы бы могли присоединиться в системе безопасности. Почему бы нам не создать какой-то Восточный союз, допустим, с Турцией?

Ведь мы — страны Черноморского бассейна, мы можем сотрудничать с Болгарией, Румынией, Турцией. Какие проблемы? Турция просто просит нас делать совместный истребитель: у них есть фюзеляж, у нас есть «Мотор Сич», и мы можем предложить хороший двигатель. Когда наш президент ездил в Турцию, Эрдоган предложил делать совместно вооружение. Давайте сделаем военный союз, ведь у Турции армия входит в двадцатку армий мира, посмотрите, какой у них мощнейший Черноморский флот — Россия даже и заикаться боится! То есть тут спектр должен быть самый широкий, и не надо принимать никаких законов, надо просто работать.

Олег Жданов
военный и политический эксперт, полковник запаса, работник оперативного управления Генштаба 2003-2006 годов