Юрий Романенко. Сквозняк украиноцентризма в украинских СМИ
20.07.2018 16:08

Юрий Романенко. Сквозняк украиноцентризма в украинских СМИ

На встрече Трампа и Путина украинская тема особо не прозвучала, что позволяет предположить, что либо мы о договоренностях узнаем осенью, либо тема не была детально рассмотрена, и стороны просто определили свое видение на украинскую проблему и начали вхождение в переговорный процесс. Вот и все.

Очевидно, что основным вектором были переговоры по Ирану и вообще по Ближнему Востоку, потому что для Трампа тема Ирана более важна в контексте его взаимоотношений с Израилем. Путин усилил позиции по Сирии, поэтому его возможности по Сирии можно использовать для давления на Израиль, Иран, США и Европу. Учитывая ряд интересов США и РФ, которые совпадают, прежде всего, касательно нераспространения ядерного оружия, цен на нефть, то иранская тема, конечно, была ключевой во время встречи в Хельсинки.

Трамп играет и дальше как бизнесмен, который переносит бизнес-практики на уровень международной политики, плюет на договоренности и пытается решить одним махом сразу кучу проблем, как он их понимает и как видит. Что, опять-таки, только усугубляет эту глобальную турбулентность, потому что в политике нельзя действовать, как в бизнесе, поскольку в во взаимодействии всегда находится много сторон над которыми довлеют экономические, религиозные, этические, политические мотивации. Поэтому в политике очень часто самый краткий путь - не прямой, а обходной. Трамп же живет в мире игры с нулевой суммой, где победа одного означает поражение другого.

Украинские журналисты задают вопрос о том, что встреча 20-минутная Порошенко и Трампа накануне саммита Хельсинки могла каким образом повлиять на повестку встречи Трампа и Путина.

На мой взгляд, что касается встречи Трампа и Порошенко, то ситуация выглядит примерно так. Встречаются два крокодила на речке Нил или в Амазонии, а по ходу один из крокодилов встретил небольшую свинку капибара. Говорить о том, что свинка капибара повлияла на диалог двух крокодилов — ну, это достаточно смешно. Когда происходят такие быстротечные встречи, главное, о чем стороны могут говорить, это донести некие свои позиции без какой-то глубокой проработки.

В принципе, вообще сложно оценивать, как с Трампом можно говорить о какой-то глубокой проработке, так как он действует очень импульсивно и интуитивно. Не нужно переоценивать такие скоротечные встречи, как с Порошенко, и их влияние на переговорный процесс на более высоком уровне, потому что мы имеем ситуацию, когда есть мировые тяжеловесы, у которых свои проблемы, и есть украинская проблема —не всегда первостепенная в их повестке, а то даже и не второстепенная. Для Трампа Украина является досадной помехой на пути достижения масштабного «договорняка» с Путиным. Президент США это не сделал только потому, что в американском истеблишменте есть значительная антипатия касательно России. И реакция американской элиты на пресс-конференцию, резко отрицательная реакция, показывает, что Трамп ограничен в возможности реализовать то, что он хотел бы в отношениях с Путиным противостояние со стороны deep state в США. Поэтому Трамп занял оправдательную позицию после Хельсинки, пытаясь продемонстрировать, что он решительно доминировал над Путиным (что очевидно ему хотелось бы видеть в своих глазах, но что явно не соответствовало картинке, которую увидели в США).

Мы привыкли смотреть на Украину как на пупа земли. Украиноцентризм постоянно сквозит в наших СМИ и в оценках аналитиков и политиков, но надо же реалистично смотреть на вещи и понимать наше место в мировом раскладе: 2% от экономики Германии, или около 0,02% от мирового ВВП. Поэтому нужно просто меньше истерики и больше рациональных здравых мотивов продвигать в информационном пространстве для того, чтобы наши люди четко понимали, что наше положение вот такое, что «Северный поток-2» построят не потому что мы влияем или нет, а потому что у Германии есть интересы в энергетике, и даже Штаты не могут на это повлиять, потому что у США сейчас серьезный конфликт с Германией по другим направлениям, что, соответственно, не способствует тому, чтобы Берлин шел на уступки Ващингтону, пока Трамп вбрасывает презрительно-издевательские твиты по Германии и Меркель.

И когда мы начнем понимать, что инфантильная позиция ожидания, что когда-то кто-то разрешит конфликт на Донбассе или аннексию Крыма, а эту позицию четко разделяют ¾ населения Украины, как показывает социология, то никаких особых прорывов не будет. Останется только удивляться, когда за нас что-то решат не в нашу или в нашу пользу. Поэтому нам нужно делать то, что зависит от нас. Если мы хотим выбраться на твердую почву, то мы как тот пловец, который оказался в болоте, и который сначала должен добраться до мелководья, оттолкнуться от дна, чтобы перестать тонуть. А мы запутались в трясине своих иллюзий и еще эти иллюзии всячески поддерживаем с помощью разнообразных информационных коконов.