Валентин Землянский. Чуда не будет – на следующий день после инаугурации президента тарифы не снизятся
21.04.2019 22:16

Валентин Землянский. Чуда не будет – на следующий день после инаугурации президента тарифы не снизятся

Кандидаты в президенты активно занимаются обещаниями снизить цену на газ в случае победы того или иного. Хотелось бы прояснить ситуацию. Напрямую президент действительно не влияет на это, но косвенно руку прикладывает. Меморандум с МВФ подписывается президентом, соответственно, в нем прописаны вопросы, которые касаются установления тарифов. Опосредованно президент может соглашаться или нет, либо требовать корректировки от Кабинета министров по происходящему в переговорах с МВФ.

Второй момент — наша приснопамятная ассоциация с ЕС также содержит энергетический блок. Так вот что касается внешней политики – это прерогатива президента, то есть выполнение или невыполнение, взятие или невзятие определенных обязательств страной. Мы же живем не на отдельном острове, а связаны со всеми нашими соседними странами, и это накладывает на нас обязательство выполнения неких действий, и они также визируются президентом.

Обобщим: что касается решений, связанных с внешней политикой, здесь президент на тарифы влияет, пусть и опосредованно. То есть за ним остается слово — принимать или не принимать те или иные решения, подписывать или не подписывать те или иные документы. Внутри страны за тарифную политику, по сути дела, отвечают Кабмин и Комиссия по регулированию электроэнергетикой — вот эти два органа. Кабинет министров сейчас путем наложения спецобязательств устанавливает тарифы на газ. Тарифы на электроэнергию устанавливает регулятор НКРЭКП.

Президент со своей стороны несет ответственность за внутреннюю политику в стране глобально, в стратегическом плане за ее развитие и прочие вещи. Он не может сидеть молча и говорить, что «меня все устраивает, что вы так погружаетесь в нищету». Он же отвечает за происходящее в стране, поэтому его люди и выбирают. Поэтому в данном случае здесь идет подмена понятий. Понятно, что он не сидит и не считает, сколько стоит кубометр газа, или киловатт/час электроэнергии, или гигакалория тепла, но он вполне может определять направление развития страны, в том числе учитывая уровень тарифов, потому что это прямое влияние. Тарифы на сегодняшний день напрямую влияют как на рост благосостояния граждан, так и на уровень конкурентоспособности украинской экономики. При всем функциональном разделении властей, как бы там ни было, но президент несет ответственность за реализацию внутренней политики в стране. То есть технически он не считает, не подписывает соответствующие постановления или решения, но политически он за них отвечает.

В принципе, снижение тарифов возможно, но для этого необходим ряд действий, которые напрямую не связаны с тарифами: и ЕС, и МВФ, и взаимоотношения с РФ, потому что все это связано в том числе и с тарифами. Например, условно говоря, урегулирование на Донбассе позволит обнулить импорт антрацита и начать добывать собственный. Экономия? Еще какая! Повлияет на тарифы? Да. Закупка российского газа — повлияет на тарифы, с учетом того, что Миллер сказал, что может быть снижение? Безусловно. Сохранение транзита, консорциум по управлению ГТС, соответственно, снижение транспортной составляющей, которая возрастет, если транзит будет минимизирован, — повлияет на тарифы? Безусловно. Ну и дальше уже принципиальный вопрос — изменение формулы расчета тарифов, привязка не к биржевым ценам. Но это уже не президентские вопросы, он может только задать определенный тренд.

Вот в этих вещах глобального порядка он может повлиять, если мы подходим сугубо формально, не с реальной ситуации, которая обычно складывается у нас в стране, когда президент влияет на все. Даже формально он имеет все возможности для того, чтобы запустить этот процесс. Но еще раз — давайте четко понимать: чуда не будет. Условно говоря, на следующий день после инаугурации тарифы не снизятся. Это очень долгая и кропотливая работа. Даже то, что мы сейчас перечислили, не вдаваясь в регуляторную часть и функционал, который должны выполнить Кабинет министров, НКРЭКП, «Нафтогаз», даже на этом уровне это не решение, которое произойдет за один месяц. И вот поэтому есть опасения, что уровень разочарования будет состоять как раз в этом, потому что люди ждут чуда, а вот чуда как раз не будет, поэтому нужно весьма трезво смотреть на ситуацию и понимать, какие могут быть последствия.