Руслан Бортник. Год экономического и политического эгоизма, протекционизма и изоляционизма
18.03.2020 13:36

Руслан Бортник. Год экономического и политического эгоизма, протекционизма и изоляционизма

Грядут геополитические последствия, экономические и социальные. Мир убежден, что мы имеем дело с мировой пандемией. И мы видим оценку в отношении того, что в мире в зависимости от страны от 30 до 80% населения каждой страны может переболеть в ближайшие полгода и до двух лет, то есть это длительная история. Если представить, что в Украине смертность будет 3-4%, это смертность, которую сейчас фиксирует Всемирная организация охраны здоровья, от 37 млн, которые насчитал Дубилет, то в Украине потенциально может погибнуть более 600 тыс. человек. Именно с этим и связаны очень жесткие, иногда неадекватные действия органов власти. Они пытаются снять с себя ответственность. Даже если не погибнет 600 тысяч человек, а просто 600 человек, то все равно за это кому-то придется ответить.

Поэтому власть так перестраховывается, хотя меры иногда неадекватные абсолютно в этой части. Мир ожидает смена, скорее всего, экономической и политической модели, потому что пандемия выступила идеальным инструментом деглобализации, разрушения глобальных союзов. Границы внутри ЕС, границы между Россией и Беларусью, самоизолировавшиеся США и Китай — весь мир стремительно деглобализируется. Уничтожается западная модель глобализации, и вместо нее приходит что-то иное, что-то китайское, что-то технологическое, что-то электронное, а не то, что предлагал Запад. Второе — мы видим, как разрушаются экономические связи, не работают торговые союзы, соглашения, та же шенгенская зона. Все разрушается, и мировая экономика уже потеряла от 3 до 5 трлн долларов, и, возможно, уже начался мировой экономический кризис, о котором давно говорили. Страны будут изолироваться друг от друга. Это будет год экономического и политического эгоизма, протекционизма и изоляционизма. Это что касается геополитики.

А если рассматривать в украинском разрезе, то я думаю, что мы останемся наедине с нашими проблемами с Россией, потому что Запад будет занят все больше и больше своими проблемами. Как таковой образ Запада в отношениях между Украиной и Россией прекращает свое существование, он сегментируется, разделяется на многие направления. Мы рискуем в случае неадекватных действий власти спровоцировать глубокий политический кризис в стране, новое противостояние, в том числе и уличные противостояния. Этот коронавирус и экономический кризис — это те черные лебеди, которые прилетели в нашу страну, как и прилетели в мир. Мы посчитали, что если карантин в такой форме, как он сейчас вводится в стране, продлится хотя бы месяц, то мы рискуем потерять от 2 до 5% ВВП, возможно и больше. Мы стоим на пороге очень серьезного экономического кризиса с массовой безработицей, которая будет только усиливаться притоком наших заробитчан из Европы, которые там тоже теряют рабочие места, с девальвацией национальной валюты, с большим бюджетным дефицитом, с возможным если не дефолтом, то, как минимум, реструктуризацией внешних долгов. То есть мы входим в крайне сложный период с существенными рисками того, что наше общество еще больше сегментируется, разделяется еще больше на разные группы по настроениям.

Изменятся отношения между людьми. Я думаю, что этот кризис дает еще один большой толчок для диджитализации, автоматизации производства и пользования электронными услугами, с одной стороны, и сокращения личного общения людей, сокращения коммуникации внутри общества. Для сокращения количества реальных денег, то есть реальных форм существования экономики и реальных форм социального взаимодействия. С другой стороны, власть начнет закручивать гайки, все списывать на кризис. Коронавирус — он как пожар. Можно сказать, что это все не из-за коррупции, а это все мировой кризис, это все коронавирус. Общество крайне напугано, живет сейчас эмоцией глубочайшего страха. Но если его долго держать в этом страхе, то он рано или поздно трансформируется в агрессию. Это тоже крайне опасно. Мы зашли в зону огромных рисков и неопределенности в силу того, что мы не субъектны и очень зависимы от того, что происходит извне: от ситуации на внешних рынках, от договоренностей между ключевыми геополитическими игроками.

Я думаю, что президент выстоит, но, возможно, нас ожидает еще одна смена правительства и досрочные парламентские выборы. Нас будут ждать массовые протесты, обострение боевых действий на Донбассе. Пока Зеленский, я думаю, сохранит свой пост, но я не исключаю, что к концу года он может оказаться в ситуации Ющенко: пост есть, полномочия номинально есть, но рейтинга и социальной поддержки нет и реальной власти нет тоже.