Руслан Бортник. Без прекращения войны на Донбассе – у Украины не очень позитивное будущее
14.04.2021 09:15

Руслан Бортник. Без прекращения войны на Донбассе – у Украины не очень позитивное будущее

Семь лет АТО в Украине. Началось всё с освобождения города Славянска. Спустя уже столько лет, остаётся всё больше вопросов, что же происходило тогда и происходит сейчас.

А у нас идет непризнанная война. Если более точно называть – непризнанная государством война, потому что мы видим торговлю, переговоры, непрерывные дипломатические отношения. Вот такая не классическая война, которая демонстрирует, к сожалению, что экономические, а не политические, факторы в этом конфликте до сих пор играют ведущую роль. А вот как раз политические факторы играют роль прикрытия экономических факторов.

Фактически АТО началось со столкновения радикальных групп, которые пришли с Майдана. Можно почитать интервью «Цензору», которое тогда дал Дмитрий Ярош, где он рассказывает про первые бои за славянский блокпост, о знаменитой визитке Яроша, которая имела место быть. То, что накалилось, то, что радикализировалось у нас внутри страны, оно позже выхлестнулось, создало условия для аннексии Крыма и для конфликта на Донбассе.

До сих пор честного отношения к войне нет. Для элит это политика, это бизнес. Для простых украинцев, особенно которые принимают участие в конфликте, это война. Эта война отвлекает внимание обществ, не только украинского, но и российского, и многих других от проблем коррупции, неэффективного управления. Эта война актуализировала проблему безопасности, и теперь вопрос национальной безопасности доминирует или подавляет проблемы прав человека, свободы слова, совести. Эта война лишила Украину суверенитета. Часть Украины сегодня контролируется Россией, на другие части сегодня серьезно влияют западные партнеры. Эта война лишила Украину геополитического статуса, привела к деиндустриализации, к бедности. Без прекращения этой войны у Украины не очень позитивное будущее.

Тогда смогли отстоять Днепр и Харьков. Да, проект «Новороссия» мог быть реализован. Но, с одной стороны, многие региональные элиты не смогли договориться с Кремлем, и это ключевая причина, почему они не отстаивали зону своего влияния. А с другой стороны, если быть честным, Кремль и не очень старался развивать этот проект. В значительной мере этот проект был информационным симулякром, через который канализировались российские ультрапатриотические настроения. То есть надо было куда-то отправлять, что-то делать с людьми, радикальными российскими патриотами, которые требовали воссоздания там Российской империи. Поэтому проект «Новороссия» хотя и имел информационную поддержку со стороны России, политическую, возможно, поддержку спецслужбами, но Россия в него особо не вкладывалась, она Харьковом, Одессой, Запорожьем и Николаевом не занималась.

В какой-то мере все эти протесты на востоке Украины были эхом Антимайдана. В итоге значительная часть украинского общества разочаровалась в новом украинском государстве, которое стало отказываться от Конституции 1996 года с отсутствием политической цензуры, с политической конкуренцией разных политических сил, со статусом русского языка, с церковью — со всем. Вот от этой Конституции новое государство начало отказываться, и ядро Антимайдана, ядро коммунистов и «Партии регионов», идеологически мыслящие люди, соответственно, при поддержке России вступили в столкновение с новым украинским государством.

Не стоит забывать и о многих преступлениях совершенных во время АТО. Есть мнение, что будут они расследованы, но после того, как будет сменено несколько политических циклов, и к власти придут люди, которые не будут представлять ни одну из сторон в этой ситуации: ни Майдан, ни Антимайдан, ни Турчинова, ни Кремль — никого. Вот тогда будет справедливое расследование. Но, скорее всего, это будет работа историков, а не следователей.