Ярослав Жалило
17.05.2022 14:01

Ярослав Жалило. Украина возвращается к плавающему курсу гривны. Что дальше?

В начале полномасштабного вторжения РФ в Украину Нацбанк заморозил официальный курс доллара на уровне 29,25 грн/долл. Теперь в НБУ хотят вернуться к плавающему курсу. From-UA решил узнать у экономиста Ярослава Жалило, что будет дальше с курсом?

- Вообще, конечно, эксперименты с либерализацией чувствительных рынков (а валютный рынок явно является чувствительным) в условиях таких серьезных экономических рисков, каким является война, очень рискованно. Почему, я думаю, Национальный банк с оптимизмом относится к перспективе возобновления валютного рынка? Потому что Украина сегодня испытывает очень серьезный приток валюты. Это приток, связанный с международной помощью. Это приток, связанный с гуманитарной поддержкой. Это приток, связанный с заключенными соглашениями по поводу финансовой поддержки Украины на международном уровне. И поэтому, я думаю, Национальный банк предполагает, что восстановление плавающего курса позволит сохранить относительную валютную стабильность.

С другой стороны, эти коррекции неизбежны в любом случае, и эти коррекции вызваны, прежде всего, очень высокими уровнями неопределенности, то есть, скажем так, некоммерческими рисками, с которыми будут связывать устойчивость национальной валюты. Это боевые действия, это риски ухудшения экономической ситуации, потому что мы прекрасно понимаем, что сегодня идет война на истощение, и враг прежде всего стремится разрушить экономику и лишить перспектив развития. То есть это, соответственно, ухудшение ожиданий. Вот эти не очень положительные ожидания явно будут давить курс гривны книзу. Поэтому коррекция однозначно произойдет, а вот масштабы этой коррекции, я думаю, только рынок может показать.

Может быть, Национальный банк предполагает, что все-таки плавающий курс вместе с тем будет сочетаться с высокими регуляторными ограничениями на валютном рынке, то есть предотвращение рисков валютных спекуляций? Вот если вернуть плавающий курс синхронно с жесткими мерами по ограничению спекуляций и с возможностью быстрого возврата к определенному курсу, если, скажем, отрицательные колебания пойдут, - вот тогда это, в принципе, возможно. Но коррекция все-таки будет.

Хотя если будет достаточно жесткое ограничение спекуляций и не будет значительных отрицательных сигналов для ожиданий, я не исключаю, что финансовая помощь будет способствовать даже тому, что курс, поколебавшись, может даже несколько укрепиться. Чисто теоретически. Прогнозированию это мало поддается. Главное — это предотвратить спекуляции, потому что предельно много сейчас поводов для разнообразных спекуляций и со стороны бизнеса, и со стороны финансовых игроков, и со стороны родного населения.