03.03.2007 13:05
Новый конфликт между жителями и застройщиками назревает вокруг строительства жилого дома в сквере на пересечении улиц Ковпака и Красноармейской. Ситуацию прокомментировал Глава постоянной комиссии Киеврады по земельным отношениям Алексей Евлах.

«Этот конфликт из разряда тех, с которыми мы будем сталкиваться все чаще и чаще. Т.к. Киевсовет прежних созывов отдавал землю в аренду на длительные сроки – от 10 до 50 лет, а то и больше. А ведь 10 лет назад не было ни рынка земли, ни Земельного Кодекса. Очень часто одни решения вступают в противоречия с другими. Законодательная база не успевает за динамикой перемен и поэтому не все ошибки можно выявить сразу или предусмотреть их появление.

Ситуация со сквером возле музея Марии Зеньковецкой – из разряда таких. Пять лет назад в 2002 году Киевсовет отдал участок земли на пересечении улиц Ковпака и Красноармейской в аренду на 50 лет с правом строительства на участке высотного жилого дома с паркингом. Через три года – в 2005 году Киевсовет утвердил программу развития парковых зон столицы и сформировал список участков, которые вошли в эту зону. Тогда никто не подумал о том, что часть таких участков уже имеет своих арендаторов на десятки лет, что арендаторы на законных основаниях получили землю и приступили к реализации своих проектов. Решения, принятые Киевсоветом в 2002 году и в 2005 году не учитывали мнение жителей этого района города и общественности столицы в целом. Не было ни такой традиции, ни таких правил. Мы ситуацию меняем. Ужесточили условия и значительно сократили сроки аренды, которые сегодня в среднем составляют 3-5 лет. Требуем, чтобы строительные работы не начинались без проведения общественных слушаний. Работаем над совершенствованием процедуры рассмотрения земельных вопросов. Но это не снимает с нас ответственности за разрешение возникающих конфликтов.

Сегодня в данном конфликте, формально, обе его стороны правы. И жители, протестующие против строительства, и арендатор земли, который получил право аренды по закону, но строить и может и не может. Как в этой ситуации действовать? Есть три способа. Первый – за счет арендатора, нанося ему и материальный и моральный ущерб, удовлетворить требование жителей района и разорвать в одностороннем порядке договор аренды. Второй – занять формальную позицию законопослушной власти, столкнуть жильцов с арендаторами и поддержать арендатора, мотивируя это тем, что договор аренды был заключен раньше, чем принята Программа. Но есть и третий путь – решить проблему, удовлетворив и арендатора и киевлян. Путь трудный, требующий серьезной проработки, переговоров и доброй воли всех сторон конфликта. По сути, арендатору нужно взамен этого участка предложить такой же, в том же районе, но не по этому конкретному адресу. Это очень непросто, учитывая, что речь идет о центре столицы. Причем, надо отдавать себе отчет в том, что арендатор в любом сценарии пострадает материально. Но не все оценивается деньгами. Репутация, добрая воля, любовь к родному городу и понимание того, для кого мы его строим, стоит большего, чем сиюминутная выгода и финансовая прибыль, какой бы она ни была.

Я убежден, что профессионализм власти проявляется в том, как она умеет выходить из таких конфликтов. Мы должны научиться выходить из них с достоинством и нарабатывая новую практику в отношениях власти, общественности и бизнеса. Я сделаю все возможное, чтобы такие подходы в работе земельной комиссии стали доминирующими и надеюсь, что это позволит выйти из нового конфликта без потерь главного - доверия громады к нам – представителям власти и к строителям, которым предстоит строить наш город и сегодня, и завтра, и в будущем».