08.09.2008 15:06
На днях парламентский Комитет по вопросам науки и образования проводил слушания на тему: «Эффективность применения законодательства в сфере авторского права и смежных прав». Среди присутствующих председателем Комитета были объявлены и европейские эксперты - руководитель проектов отдела по вопросам сотрудничества с некоторыми странами Европы и Азии Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Сауле Тлевлесова, и председатель Авторско-правового союза стран Центральной и Восточной Европы (СЕЕСА), доктор права, член Исполнительного Комитета Международной ассоциации интеллектуальной собственности, Президент Венгерского Совета экспертов с авторского права Михали Фичор.

Более двух часов с комитетской трибуны звучали обвинительные выступления в адрес украинской государственной структуры, которая занимается правовой охраной интеллектуальной собственности. Одни говорили, что плохое законодательство, другие говорили, что творческие люди не получают должного вознаграждения, и обвиняли в этом государство, третьи заявляли, что им не нравятся конкретные личности, и поэтому в нашей стране все так плохо с защитой авторских прав, что нужно реформировать действующую структуру. Все выступление один за другим «ложились» под объявленную руководителем Комитета Владимиром Полохало цель - создать Центральный орган исполнительной власти вместо того, который сейчас находится в структуре министерства науки и образования Украины.

В ответном слове главы Госдепартамента интеллектуальной собственности Украины Николая Паладия, для которого было выделено три минуты, прозвучало, что сегодня не было слышно конструктивных мыслей по поводу того, что же нам мешает работать. Каких-либо тенденций к изменениям в лучшую сторону на этих слушаниях не произошло: «Мы вносили свои предложения в Комитет, но они не были услышаны. За восемь лет работы Госдепартамента действительно наработана солидная правовая база. Нам есть что ответить на вопрос – что сделано за все эти годы. И мы готовы совершенствовать работу дальше».

На попытку обвинить Госдепартамент в невыполнении поручений Кабмина, господин Паладий ответил, что Юлия Тимошенко – не тот премьер-министр, который позволил бы не выполнять ее поручения: «Нас пугают тем, что Госдепартамент нарушает какие-то законы. Нет у нас нарушений закона. Но кому-то хочется, чтоб они были».

Слушая «обвинительный процесс», поневоле задаешься вопросом, - если в Украине такая катастрофа в обозначенном направлении, как же нашу страну приняли в ВТО? Как удалось вывести из «Списка 301» и заполучить снятие правительством США экономических санкций, введенных когда-то из-за неблагополучий в сфере интеллектуальной собственности? Если бы было все так развалено, как звучало на парламентском Комитете, то стал бы профильный департамент Евросоюза приглашать украинское ведомство по интеллектуальной собственности к сотрудничеству на более высоком уровне? Между тем констатируется, что Украинское ведомство по интеллектуальной собственности, единственное из стран бывшего Советского Союза получило от Европейского патентного Ведомства такое предложение.

Услышать оценку сложившейся ситуации удалось после заседания Комитета от международного эксперта Михали Фичора. Вот что он сказал: «Я принимал участие в слушаниях, подобных сегодняшнему, в Американском Конгрессе, недавно - в Государственной Думе России. Поверьте, я знаю международные нормы и директивы Европейского сообщества. Я знаю, каким образом те или иные вопросы включены в законодательство той или иной страны. Что касается Украины, то я сотрудничал с рабочей группой Государственного департамента интеллектуальной собственности. Хочу сказать, что новый проект закона об авторских и смежных правах соответствует всем международным нормам и большинству директив европейского сообщества. Украина еще не является членом Европейского Союза, но уже соответствует его стандартам. И украинские законы в области авторских прав находятся в полном соответствии с европейскими нормами, законами. В них включены все нужные элементы». А что касается проблем, которые возникают, так это, отметил господин Фичор, происходит во всех странах мира: «Украина очень молодая в части разработки механизмов защиты авторских прав. Другие страны занимаются этими вопросами сотни лет. Поэтому те проблемы, которые возникают у вас - это проблемы времени».

На вопрос,- нужно ли переподчинять действующее ведомство с интеллектуальной собственности Украины напрямую Кабинету Министров, европейский эксперт ответил, что в большинстве стран мира такие ведомства входят в состав определенных министерств, это не влияет на защиту интеллектуальной собственности.

Михали Фичор поделился, как оценивают сферу интеллектуальной собственности Украины в Европе: «Украина с каждым годом движется вперед. Ее авторитет в части правовой охраны интеллектуальной собственности, да и не только в этом, а и в организационно – структурном вопросе, возрастает. В Европе ваша система воспринимается как хорошо настроенный целостный организм, который стабильно работает. И если этот организм сейчас каким-то образом перестраивать, то вы остановитесь. Но это, конечно, решение за вашим государством. У меня есть несколько предложений, как сделать, чтобы в Украине защита авторских и смежных прав была более эффективной. Я подавал записку в президиум на этих слушаниях, чтобы предоставили время для выступления. Но мне слова, почему-то, не дали. Хотя, по опыту других стран, на подобных слушаниях слово обязательно предоставляется национальным и международным экспертам, если они изъявляют желание».