10.12.2008 13:53
БЮТ объединился с Блоком Литвина, чтобы иметь какие-то гарантии в отношениях с Партией регионов. Об этом корреспонденту From-UA заявил политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, комментируя вчерашние события в Раде, а именно - избрание нового спикера и создание новой коалиции.

На вопрос, почему за Литвина голосовали депутаты от КПУ, эксперт ответил:

«Фактически они голосовали против союза БЮТ и Партии регионов, поскольку там, где два партийно-фракционных монстра, там миноритарным фракциям просто нечего делать – ни в парламенте, ни вне парламента. Это раз. Во-вторых, коммунисты имеют свои кадровые квоты в правительстве Тимошенко, и на уровне министров, и на уровне госкомитетов. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы правительство Тимошенко продолжало работать. И третий момент, очевидно, связан с приватизационными планами коммунистов и их спонсора Константина Григоришина относительно «Турбоатома». Очевидно, что Тимошенко может в какой-то степени помочь либо даже гарантировать переход харьковского «Турбоатома» в бизнес-империю Григоришина, который близок, прежде всего, в финансовом отношении, к коммунистам».

Карасев убежден, что Партия регионов способна укрепить свои политические позиции и без союза с БЮТом.

«Первое. Партия регионов как-то ненастойчиво добивалась этой коалиции, и не думаю, что рассматривала коалицию с БЮТ как единственно возможный вариант для разрешения политического кризиса и возврата Партии регионов во власть. Во-вторых, все-таки много было неясного с точки зрения оптимального распределения власти на уровне парламента, на уровне исполнительной власти между Партией регионов и БЮТ. Третий момент. Все-таки Партия регионов и БЮТ – две основные конкурентные силы на президентских выборах, для успеха в которых очень важна площадка, статус, бонус премьер-министра. Что касается БЮТ, то для Ю. Тимошенко союз с Партией регионов был достаточно проблематичен с имиджевой точки зрения, с точки зрения отсутствия надежных гарантий пребывания на премьерском посту и гарантий от генерирования внутренних антагонизмов в самом союзе. Иначе говоря, и Партия регионов, и БЮТ не были застрахованы от внутреннего дарвинизма, если бы такой союз был создан. Поэтому как только вновь всплыла идея возврата к расширенной демократической коалиции или к демократической коалиции плюс бонус – Литвин, БЮТ сразу ухватился за эту возможность, поскольку она дает возможность уйти от рисков. От тех рисков, которые достаточно серьезно могли влиять на БЮТ и на перспективы Ю. Тимошенко в случае союза Партии регионов и Блока Ю. Тимошенко», - заявил он.

На вопрос, насколько устойчива будет эта коалиция, политолог ответил следующее:

«Во-первых, нельзя говорить об устойчивости или неустойчивости того, чего нет. Потому что с юридической точки зрения коалиции нет. Есть избрание Литвина. Есть ситуативное большинство, которое избрало Литвина. Причем это большинство достаточно интересное – есть и «Наша Украина», и есть коммунисты. Казалось бы, идейные, непримиримые идеологические антагонисты, но ситуативно они поддержали Литвина как один из приемлемых вариантов для этих сил выхода из политического кризиса и дальнейшего политического трудоустройства. Но коалиции нет. И вряд ли она появится, потому что «Наша Украина» и коммунисты юридически оформлять коалиционный брак не будут. Хотя это не обычная семья, а больше похожа на шведскую – групповую семью. Но, тем не менее даже, в такой шведской групповой семье коммунисты и «Наша Украина» оформлять этот брак не будут. Как правило, шведские семьи браки не оформляют», - продолжил политолог.

«Поэтому коалиции не будет. И теперь возникает вопрос: а что дальше будет? В принципе, для того чтобы выйти из кризиса, необходимо оформить коалицию - и затем 30 дней на формирование правительства. В том числе на согласование кандидатуры премьера, консультаций с Президентом по кандидатуре премьера и представление кандидатуры премьера на голосование Президентом в парламент. Даже если по такой схеме пойдет дальнейшее разрешение кризиса парламентского, то есть вопросы. Даже если коалиция такая будет юридически оформлена 226 голосами, «Наша Украина» даст голоса. Есть вопросы и, возможно, будут сюрпризы. А есть ли гарантии у Ю. Тимошенко, что она получит 226 голосов? Опять голосами коммунистов? Это уже не коалиция. Это опять ситуативный альянс. Но даже если все будет юридически, арифметически более-менее чисто, то это не снимает вопрос стабильности или нестабильности, устойчивости или неустойчивости самой конструкции в парламенте, самого парламента и нынешней парламентской политической системы. Потому что остается Партия регионов, которая покинута, брошена, причем накануне росписи в загсе. Невеста просто убежала от жениха и побежала в шведскую семью. Поэтому возникает вопрос, как будет себя вести Партия регионов. Если Партия регионов сделает выбор в пользу активной оппозиционной деятельности, то это будет уже не парламентская оппозиция, это будет социально-политическая оппозиция, которая, оседлав волну социального протеста, мобилизуя профсоюзы, где они сейчас занимают фактически ведущие позиции, будут делать ставку на свержение правительства Тимошенко, на ее отставку. И фактически уже сейчас начнут президентскую предвыборную кампанию Виктора Януковича. Так что никакого мира под этими оливами не будет. Это краткосрочная пауза, которая фактически означает подготовку к новым политическим битвам, к новой политической войне. Так что - кризис закончен? Нет, кризис продолжается», - резюмировал Карасев.


С мнением других экспертов вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ.