ГНАУ кинула Минфин на 4 млн. грн.
12.07.2010 16:17
Аферы ГП «Укрэлекон»ушли в небытие: предприятие в сентябре 2009 г. было лишено лицензии СБУ на работу с голографическими защитными элементами. Махинации по разворовыванию государственных денег одним из бывших руководителей «Укрэлекона» (вернее его структурного подразделения) Русланом Янгаличевым были выведены на чистую воду. Казалось бы, предприятие, засвеченное в скандале с контрабандой оборудования, с воровством 19 млн. грн. из госбюджета и связанное с кучей других прегрешений, понесло заслуженное наказание.

Как показало время, журналисты «Багнета» жестоко ошибались, что в нашем государстве подобные аферисты, получив по заслугам, становятся на путь исправления. После того как, у ГП «Укрэлекон» была отобрана лицензия, а киевская прокуратура решила возобновить уголовные дела относительно контрабанды оборудования, предприятие якобы начало переводить свою деятельность в легитимные рамки.

Как сообщает «Багнет», ГП «Укрэлекон» в конце 2009 г. - начале 2010 г., еще при старом директоре Николае Коваленко, заключило контракт с ГП «Полиграфкомбинат «Украина» на производство средств контроля для опломбирования регистраторов расчетных операций, книг учета расчетных операций и т.п. Другими словами речь идет о выпуске контрольно-учетных марок с голографическими защитными элементами в первую очередь для опломбирования электронных контрольно-кассовых аппаратов (ЭККА).

Тему эту уже давно ГНАУ продвигает на рынке именно с помощью «Укрэлекона». Фактически их изготовление и было основным бизнесом «Укрэлекона», по большому счету не имеющего ни постоянного офиса, ни производственной площадки, ни нормального оборудования. Поэтому, где ранее производил марки «Укрэлекон» остается загадкой. Как писали СМИ и «Багнет», вполне возможно, что их в адрес «Укрэлекона» контрабандно поставляли из России с помощью янгаличевской фирмочки «Гаммаграфик» такие предприятия как «Мастер-принт» и «Кристалл-сервис». Эти же российские фирмы впоследствии фигурировали в скандале, связанном с контрабандой оборудования для Укрэлекона. А в июле 2009 г. Руслан Янгаличев чуть ли не от имени ГНАУ пытался заставить операторов рынка заключать договора на покупку марок и вовсе напрямую с «Гаммаграфиком».

Помимо всего прочего, благодаря «крыше» в ГНАУ данные контрольно-учетные марки не относились к государственным бланкам строгой отчетности. К чему это приводило? Аферист из «Укрэлекона», назовем его еще раз - Руслан Янгаличев - с помощью покровителей из ГНАУ (о них позже) преспокойно манипулировали тиражами марок, зарабатывая на оказании услуг «теневым» торговцам. Понятно, что купив у «Укрэлекона» «левые» пломбы такие торговцы получали возможность работать в обход бюджета на «левых» же кассовых аппаратах, при этом, не попадая под зоркое око налоговиков. Контролировать такую «неорганизованную» преступность и соблюдение ею кассовой дисциплины ни один проверяющий не смог бы.

Возвращаясь к контракту с ПК «Украина». Заключив с этим крупным производственным предприятием договор, «Укрэлекон» фактически вышел на новый уровень работы. Ведь производить, как и ранее, бесконтрольно учетные марки с таким предприятием как «Украина» попросту невозможно. Это режимный полиграфкомбинат, печатающий избирательные бюллетени, загранпаспорта и т.п. Поэтому для выпуска марок на ЭККА был разработан новый дизайн, существенно усилены защитные характеристики средств контроля (за счет введения новых элементов защиты), а также сами марки были переведены в ранг бланков документов строгой отчетности (ДСО). Был принят соответствующий приказ ГНАУ (от 17 февраля 2010 г. N 88 - см. ниже фото документа). Такой подход автоматически позволял навести порядок в контроле и учете кассовых аппаратов, и увеличить поступления в госбюджет (как прямо от продажи пломб, так и косвенно - за счет детенизации торговли). В том же приказе было сказано, что «Укрэлекон» должен вести ежемесячный учет средств контроля (марок) как бланков строгой отчетности.

Полиграфкомбинат «Украина» как ответственный исполнитель, привыкший дисциплинированно выполнять крупные государственные заказы, отпечатал для «Укрэлекона» (заказчиком у которого выступает ГНАУ) первый тираж бланков этих контрольно-учетных марок.

И что вы думаете делает «Укрэлекон»? Отказывается принимать этот тираж и в одностороннем порядке разрывает с ПК «Украина» договор. Очевидно, для тех кто «крышует» это предприятие никакого смысла нет легализовать его деятельность. Ведь тогда отпадает сам смысл существования «Укрэлекона»: в Украине есть отечественные предприятия, способные легко и качественно выполнить подобные заказы. Но как же тогда заработки на «левых» тиражах?

По информации «Багнета», разорвал договор новоназначенный (вместо Николая Коваленко) на место директора ГП «Укрэлекон» некий Сергей Александрович Сорокин. По имеющейся информации, эту должность занял сын Александра Сорокина, до середины 2000-х годов занимавшего пост лавы правления «Урэксимбанка». Затем «перебивавшегося» на руководящих постах в банках «попроще». Доводилось ему бывать и советником председателя НБУ Владимира Стельмаха. А якобы недавно он стал руководителем одного из подразделений Ассоциации украинских банков. В общем звезд с неба не хватал, но давно «крутиться» в банковской среде. А вот о сыновьях его в СМИ информации совсем мало. Как писало еще в 2000 г. издание «2000», у Сорокина есть два сына: младшему 21 год (в то время еще учился, но хотел стать банкиром), старшему 27 лет (компьютерщик).

Сейчас им 31 и 37 лет соответственно. Кто из них возглавил «Укрэлекон» (старший или младший) в точности неизвестно - имена сыновей в статье не фигурировали. Но согласитесь, что компьютерщик, что бывший (а может и несостоявшийся) банкир к теме производства документов строгой отчетности имеют весьма отдаленное отношение.

Судя по всему, Сорокина поставили на этот пост с учетом каких-либо родственных или дружеских связей папы с нынешними именитыми чиновниками. И выполняет Сергей Сорокин те задания, которые ему доводят «сверху».

Так вот по поводу «верхних этажей». Взлеты и падения «Укрэлекона» всегда красноречиво пересекались со взлетами и падениями нынешнего первого замминистра финансов Вадима Копылова, который последние 15 лет регулярно занимал посты зама то в ГНАУ, то в Минфине. Насколько известно «Багнету», именно благодаря ему появилось ГП «Укрэлекон» (учреждено совместным приказом ГНАУ, Минфина и Минэкономики).

Именно он, как известно «Багнету», пролоббировал отмену упомянутого нами выше приказа ГНАУ N 88, которым усиливалась защита марок, а сами марки становились бланками строгой отчетности (правда, на момент написания статьи приказ N88 еще числился на сайте ГНАУ как действующий). Сорокин же в свою очередь просто исполнил задуманное, отказавшись от отпечатанных ПК «Украина» средств контроля и разорвав с ним контракт (заметьте, даже не дожидаясь пока официально огласят отмену приказа ГНАУ).

То есть, новый дизайн бланков отменен, сами они перестают быть документами строгой отчетности, и Сергей Сорокин, под «дудку» Копылова, может продолжать заниматься тем, чем всегда занимался «Укрэлекон» - продавать «налево» контрабандные тиражи учетных марок на ЭККА. Но кроме «левых» тиражей ведь еще нужно продавать средства контроля и законопослушным бизнесменам. А здесь как раз тоже сложилась проблема.

Как стало известно «Багнету», операторы рынка (центры сервисного обслуживания, которые и пломбируют кассовые аппараты) испытывают острый дефицит в этих марках. Они вынужденно берут на обслуживание кассовые аппараты, но поскольку их нечем пломбировать, то ряду торговцев приходится работать чисто номинально - без опечатывания аппаратов, расчетных книг и т.п. То есть, государство само подталкивает предпринимателей нарушать закон, не платить налоги и т.п. Кто от этого страдает? Сорокин и Копылов? Нет - госбюджет. Но это так сказать косвенный ущерб от деятельности чиновников.

Здесь нанесен и прямой ущерб государству. Как стало известно «Багнету», полиграфкомбинат «Украина» изготовил контрольно-учетные марки за собственные оборотные средства. Удовольствие вылилось в приличную копеечку: 4 млн. грн.

Марки валяются на складе никому из чиновников не нужные (это при их реальном дефиците на рынке), а госпредприятие понесло убытки, благодаря Копылову и Сорокину, на 4 млн. грн.

Акцентируем ваше внимание, что речь идет о государственном заказе государственному же предприятию. Абсурдность ситуации же заключается в том, что «Укрэлекон» учрежден Минфином, Минэкономики и ГНАУ. Учитывая, что предприятие всегда выполняло заказ ГНАУ, то и подчиняется оно в основном налоговому ведомству.

С другой стороны, ПК «Украина» - это ведомственное предприятие Минфина, первом замом министра в котором сейчас числиться Копылов.

Получается, что Копылов в угоду своим личным интересам, с помощью ГНАУ и «карманной» госфирмочки тупо «кинул» на 4 млн. грн. крупное государственное предприятие, которое находится в его же подчинении? Вот, поди и разберись «где тут личная шерсть, а где государственная».