09.09.2010 14:39
Межведомственная комиссия при Минтопэнерго выбрала лучшее ядерное топливо для организации его производства в Украине. Такое мнение высказал From-ua экс-председатель Государственного комитета Украины по использованию ядерной энергии Михаил Уманец.

"Надо сказать, что это не первый такой тендер: в 1995 г. я возглавлял конкурсную комиссию по выбору поставщика ядерного топлива с участием мощнейших компаний, в том числе "ТВЭЛ" и "Вестингауз". Тогда россияне выдвинули такие условия, что не было о чем разговаривать: всего за 6 млн. долларов они обязались передать технологию, сделать оборудование, обучить специалистов и 10 лет не повышать цены на топливо", - отметил специалист. По его словам, к сожалению, Украина не нашла таких средств, поэтому договоренность о строительстве завода не выполнена, в основном, по вине украинской стороны.

М.Уманец отметил, что конкурсные предложения "ТВЭЛ" 1995 г. предусматривали разработку топлива, соответствующего западным стандартам, а также обязательство его систематического совершенствования и повышения экономических и технических характеристик. "Они подключили два завода - в городах Электросталь и Новосибирск - и сделали два новых изделия, которые превзошли по качеству американское топливо, а по цене были даже дешевле", - продолжил эксперт. В доказательство своего мнения он привел пример чешской АЭС «Темелин», которая досрочно отказалась от американских сборок и перешла на российские.

"Если учитывать качество топлива, то мы не проиграем. Кроме того, вся техническая документация на атомных объектах Украины на русском, у нас нет барьеров, атомщики знают друг друга", - подчеркнул М.Уманец. Он добавил, что "ТВЭЛ" за последние годы не проиграл ни одного открытого тендера в Европе по поставкам ядерного топлива. "У "ТВЭЛ" все технологические переделы изготовления ТВС сосредоточены на одном производстве, или, как минимум, в одной стране. У конкурентов ситуация противоположная - переделы разбросаны по различным странам. Это негативно влияет на производственные процессы, на выстраивание унифицированной системы управления и контроля качества", - считает М.Уманец. Кроме того, по его словам, кратно повышаются затраты, связанные с перемещением компонентов и комплектующих между производственными единицами.

"Уровень и безопасность производства и продукции у "ТВЭЛ" соответствует самым высоким мировым стандартам, контроль за качеством продукции полностью автоматизирован, что исключает человеческий фактор. После создания на базе "ТВЭЛ" "Топливной компании" в одной организации удалось объединить все производственные и научные активы начальной стадии ядерного топливного цикла", - отметил эксперт.

Украина уже скоро на практике почувствует преимущества от своего выбора, уверен специалист. По его мнению, иное решение означало бы приобретение «кота в мешке», так как топливо «Вестингауз» не имеет лицензии на эксплуатацию и неизвестно будет ли она получена к моменту ввода завода в строй. Кроме того, задача «Вестингауз» заключалась только в одном - избавиться от нерентабельной технологии изготовления топлива для реакторов российской конструкции из-за отсутствия рынков сбыта. Технология поддерживалась на работоспособном уровне только за счет дотаций в нее с профильных рынков, уверен экс-глава Госкоматома. Он полагает, что «Вестингауз» не собирался обучать персонал, квалифицировать производство, сопровождать его работу с точки зрения технологического обновления. «В конечном итоге завод через несколько лет превратился бы в морально устаревшее сооружение, который производил бы продукцию с низкой эффективностью. Нужно ли это Украине, когда перед страной стоят масштабные задачи по модернизации экономики, выходу из кризиса и наращиванию промышленного производства, что, в свою очередь, требует дополнительного энергетического ресурса?», - отметил М.Уманец. Он уверен, что прагматичный подход конкурсной комиссии возобладал над политической конъюнктурой, что делает членов комиссии профессионалами с большой буквы.