30.09.2010 11:45
Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Нина Карпачева направила представление председателю ВР Владимиру Литвину относительно необходимости внесения изменений в Закон «О применении амнистии в Украине» и принятия Закона «Об амнистии». Об этом УНИАН сообщили в пресс-службе Омбудсмана.

В своем представлении Карпачева отмечает, что амнистия, которая является проявлением гуманности государства в сфере исполнения уголовных наказаний, регулируется принятым в 1996 году Законом «О применении амнистии в Украине», однако его отдельные положения нуждаются в концептуальном усовершенствовании и приведении в соответствие с Конституцией Украины. По ее словам, законом не определен исчерпывающий перечень социально опасных преступлений, за совершение которых амнистия не применяется.

Кроме того, омбудсмана беспокоит, что в редакции Закона «Об амнистии» от 12 декабря 2008 года указанную норму, которая никогда не была предметом дискуссии в парламенте, по предложению одного из народных депутатов Украины приняли в искаженном виде. В частности, якобы с целью гуманистической направленности закона расширили круг лиц, которые подпадают под амнистию, и сняли ограничение относительно запрета на ее применение за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, несмотря на то, что это привело к гибели нескольких человек.

Омбудсман отмечает, что на протяжении последнего времени тормозится принятие новых законов об амнистии. В частности, в 2009–2010 годах такие законопроекты в Верховной Раде вообще не рассматривались, что также нарушает права на задекларированный государством конституционный принцип гуманности в отношении наиболее социально незащищенных и уязвимых лиц, которые в настоящее время отбывают наказание за преступления, не представляющие значительной общественной опасности.

Карпачева настаивает на безотлагательном рассмотрении во втором чтении проекта Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О применении амнистии в Украине» и разработке на его основе проекта Закона «Об амнистии». Она отметила, что это будет способствовать социальной справедливости в контексте соблюдения прав человека, прежде всего жертв и потерпевших от преступной деятельности или бездеятельности.