15.10.2010 10:50
В исправительных учреждениях Украины отбывают наказание 152 тысячи осужденных. По мнению правозащитников, 70% из них перед заключением подвергались физическому или психологическому давлению со стороны силовых органов.

17% из всех заключенных отбывают наказание за умышленные убийства, 10% — за причинение тяжких телесных повреждений, 27% — за грабежи и разбой. При этом оставшиеся 46% — почти половина — находятся за решеткой за незначительные преступления, и по мнению правозащитников, многие из них могли бы сейчас находиться на воле. Как отмечает координатор программ правозащитной организации «Дом свободы Украина» юрист Татьяна Яблонская, приблизительно 70% обвиняемых терпят физические и психологические пытки во время следственных действий со стороны правоохранительных органов. Об этом пишет Сегодня.

Это отражается на их показаниях — люди соглашаются свидетельствовать так, как от них требуют, чтобы поскорее прекратилось давление. Это, в свою очередь, влечет более жесткий вердикт суда. Правозащитник Эдуард Багиров дополняет, что за время независимости Украины получили срок и отбывали его в следственных изоляторах и колониях свыше 3 миллионов граждан.

«Если бы милиция не ориентировалась на количественные показатели своей работы, эта цифра была бы значительно ниже», — говорит он. Правозащитники обращают внимание, что давление испытывают не только те, кто совершил преступление и чье наказание могло быть менее серьезным, но и те, кто не преступал закон.

Сегодня украинские суды удовлетворяют 80% представлений прокуратуры о мере пресечения для подозреваемых лиц в виде взятия под стражу. Хотя половина из них, по словам правозащитников, не заслуживает наказания.

Как подчеркивает Яблонская, в европейских и других цивилизованных странах подозреваемых в совершении экономических преступлений вообще не помещают за решетку. Эти люди до суда находятся на свободе. За них вносят залог либо поручаются авторитетные люди, говорит юрист. В Украине ситуация иная.

«Следователю выгодно держать подозреваемых под стражей — не нужно слать повестки, — говорит правозащитник Багиров. — Хотя часто бывает так, что на допрос задержанный человек вызывается один раз в 3-4 месяца».

В качестве примера Татьяна Яблонская привела задержание бывшего первого замглавы НАК «Нафтогаз Украины» Игоря Диденко и экс-главы Гостаможни Анатолия Макаренко. Они были взяты под стражу в связи с уголовным делом о растаможке 11 миллиардов кубометров газа газотрейдера RosUkrEnergo.

Оба находятся под арестом уже более трех месяцев, и на днях им был продлен срок содержания. Такая мера пресечения является неадекватной, считает Яблонская. «Мог быть залог. Нет потребности... Не хочу оценивать, но пусть пройдет процедура суда. Зачем человека посылать в СИЗО, если он не совершил преступления», — говорит юрист. Эдуард Багиров дополнил, что до решения суда нельзя утверждать, что Диденко и Макаренко совершили преступление, а поэтому, выбирая меру пресечения, следует исходить из принципа презумпции невиновности.