11.11.2010 02:16
Впервые в истории украинской юриспруденции новейшего времени родителей несовершеннолетнего убийцы посчитали уголовно ответственными за его преступления, ставшие примером дурного воспитания. Скандальный приговор был вынесен в Днепропетровской области.

Суд райцентра Петриковки приговорил к двум годам лишения свободы супружескую чету Соляник. Отбывать наказание осужденные Анатолий и Нина будут условно. Об этом пишет NEWSru.com.

Курьезным обстоятельством является то, что к уголовному делу родителей был приложен приговор по делу об убийстве их 15-летним сыном престарелого мужчины. Сам семиклассник Виталий Соляник еще год назад был осужден за жестокое убийство 80-летнего пенсионера: он получил 13,5 года лишения свободы.

Между тем, украинская Фемида не ограничилась приговором убийце и посчитала, что ответственность с ним должны разделить и родители, воспитавшие юного душегуба. В итоге Анатолий и Нина Соляник теперь тоже осуждены с формулировкой «за злостное невыполнение родительских обязанностей, повлекшее тяжкие последствия».

Как следует из материалов дела, в начале июня 2008 года Виталий Соляник вместе с приятелем решил обокрасть 80-летнего соседа, у которого, по их сведениям, имелись сбережения. Школьники действовали по заранее разработанному плану.

Один злоумышленник подошел к забору, за которым на своем приусадебном участке трудился потерпевший, и принялся отвлекать деда разговорами. Тем временем второй подросток забежал в дом и схватил с тумбочки кошелек, в котором, как выяснилось позже, оказалось около двух тысяч гривен (свыше восьми тысяч рублей).

Вдохновленные легкой добычей, школьники тут же отпраздновали удачную кражу: купили себе по мобильному телефону, а остальные деньги прокутили.

Через десять дней юных любителей легкой наживы вновь потянуло к дому «зажиточного» старика. Однако на этот раз подростки, которых было уже трое, сразу распрощались с надеждой на легкую добычу. Дед-огородник встретил их угрюмо и на все попытки заговорить с ним только бранился. Более того, теперь пенсионер носил кошелек с собой, положив его в карман брюк.

Однако подростков все эти предосторожности старика не останавливали, поскольку они твердо решили завладеть его накоплениями. Правда, на суде преступники уверяли, будто не хотели убивать пенсионера, а рассчитывали его только избить и ограбить.

14-летнему Николаю Дришпаку, как самому молодому, поручили роль нападающего. С палкой наперевес он вбежал во двор и, размахнувшись, изо всех сил ударил старика. Испугавшись неожиданной атаки, пенсионер поспешил укрыться в доме, но Дришпак ринулся за ним и успел вставить палку в дверной проем.

На подмогу сообщнику бросились ровесники Виталий Соляник и Дмитрий Лисиченко, наблюдавшие за ходом поединка из засады. В руках школьники держали палку и обломок металлической трубы.

Пенсионер тянул дверь на себя и старался захлопнуть ее, а подростки «остервенело пытались сквозь щель «достать» свою жертву ударами по голове». Через некоторое время «молодость взяла верх»: старика повалили на пол и стали бить трубой и палками. Когда пенсионер перестал сопротивляться, Виталий достал заветный кошелек у него из кармана, после чего подростки скрылись. Перед этим они на всякий случай выдернули шнур из телефона, а сам аппарат швырнули под кровать.

На этот раз добыча грабителей была намного скромнее - им досталось всего 200 гривен (примерно 800 рублей). На эти деньги преступники купили сигареты, минеральную воду и пиво. Остальную сумму они разделили поровну на троих и уехали в село к бабушке одного из них. Там их вскоре и арестовали милиционеры.

Найти убийц по горячим следам помог сам потерпевший, который умер уже в больнице. Пенсионер находился в сознании и рассказал следователям о нападении старых знакомых. Да и соседи пенсионера видели подростков, выбегавших из калитки.

Добавим, что самое суровое наказание получил Виталий Соляник. Дмитрий Лисиченко проведет в заключении 11 лет, а Николай Дришпак, напавший на пенсионера первым, и вовсе остался безнаказанным в силу своего возраста.

На допросах, пытаясь войти в контакт с подростками, следователь милиции расспрашивал их о родных и попрекал плохим поведением. «Не стыдно будет смотреть в глаза родителям? Ведь не для того они вас воспитывали, чтобы передачи в тюрьму носить», - наставлял убийц милиционер.

После этого Виталия Соляника будто прорвало. «Родителям я никогда не был нужен! - заявил он. - И воспитанием они никогда не занимались. Приходили с работы, пили водку. Мне это было противно, я уходил из дома».

Потом Виталий стал пропускать занятия в школе, за что родители пороли его розгами. В конце концов прогульщика перевели в экстернат. «Больше в школу я не ходил, был предоставлен сам себе, делал что хотел», - добавил Виталий.

Заслушав такие показания «расколовшегося» убийцы, следователь возбудил уголовное дело уже в отношении его родителей «за злостное невыполнение своих обязанностей». Обычно с такой формулировкой на скамью подсудимых попадают горе-родители, по вине которых малолетние дети голодают и побираются либо калечатся, выпадая из окон и опрокидывая на себя кастрюли с кипятком.

Но в данном случае речь шла о другом: родителей обвинили в том, что из-за отсутствия их внимания и заботы мальчик совершил тяжкое преступление - убил человека.

На допросе в прокуратуре 35-летняя Нина Соляник тоже стала жаловаться на житейские мытарства. «Всю жизнь я очень тяжело работала, - написала она в своем объяснении. - Санитаркой, уборщицей, пасла коров у хозяев. Приходила домой часов в восемь вечера, уставшая. Бывало, что и спиртное пила, чтобы прийти в себя».

По ее словам, на этой почве и начались конфликты с сыном.

Суд над нерадивыми родителями шел два с половиной месяца. В зале были в основном те же лица, что и на первом процессе, когда Соляника-младшего судили за убийство: соседи, школьные учителя и родственники. Они как свидетели давали практически те же самые показания. Только теперь на скамье подсудимых сидел не подросток, а его родные отец с матерью. Сам же школьник-убийца, привезенный на этот процесс из СИЗО, имел статус потерпевшего - ребенка, пострадавшего от злостной родительской халатности.

«Анатолий и Нина Соляник выглядели напуганными, - рассказала судья Светлана Крот. - Они опасались, что их действительно посадят за решетку».

По ее словам, в начале процесса освещать его приехали тележурналисты нескольких каналов. Прокурор выступал перед камерами и говорил, что нерадивым родителям светит реальный срок наказания - до пяти лет лишения свободы. Со своей стороны, подсудимые раскаивались и говорили, что осознают неправильность своего поведения. Правда, от собственных признаний в беспробудном пьянстве Соляники отказались. Теперь они настаивали, что выпивают только по праздникам.

Свидетели тоже изменили свои показания, поскольку побаивались портить отношения с Анатолием Соляником. «На что мне это надо? Суд кончится, а мне в этом городе дальше жить!» - приводит слова свидетелей, услышанные в коридоре, секретарь суда. По ее словам, «нрав у Анатолия тяжелый, попасть ему под руку никому не хочется».

На каждое заседаниe Виталия привозили из областного СИЗО. Теперь он тоже винил в случившемся только себя, а не родственников. «Родители у меня хорошие, добра мне желали, а я их не слушал. Чем они виноваты? Это я такой урод, меня и наказывайте!» - бичевал себя словами Виталий. Родители при этом отводили глаза, стараясь не смотреть на сына.

«На суде мальчик плакал, - продолжает судья. - Умолял не лишать родителей свободы. Я не дала им реального срока, учитывая положительные характеристики с работы».

Теперь Соляники по-прежнему живут дома, но каждую неделю они должны отмечаться в милиции…