28.12.2010 14:39
Закон об оппозиции действительно явление, не характерное для стран Запада, как о том говорил и спикер Верховной Рады Владимир Литвин. Об этом корреспонденту From-UA заявил внефракционный народный депутат Тарас Чорновил.

«Во-первых, в большинстве цивилизованных стран такого понятия, как закон об оппозиции, действительно не существует. Это фрагментарное явление, которое может возникать в отдельных парламентах как акт больше традиционный, а не типично законодательный. То есть когда есть определенные ритуальные формы деятельности властной коалиции, оппозиции, которые должны быть тем или иным способом определены, которые несут определенную ритуально-традиционную нагрузку, для этого может быть создан определенный законодательный акт. Подобные акты, насколько я знаю, есть, но не в виде законов, а виде местных законодательных актов в отдельных штатах США, где есть действительно устаревшие, иногда смешные законы, которые возникли на основе традиционных принципов, которые никто не отменял. Такие акты могут возникать в отдельных странах с английской системой парламентаризма, где тоже очень серьезные полномочия отводятся и власти, и оппозиции, хотя, как правило, это тоже зафиксировано в других законодательных актах», - отметил он.

«Украина принадлежит к несколько иной парламентской системе, и логично было бы отдельным законом определять функции оппозиции, что иногда не очень кстати, а иногда и не очень корректно в связи с тем, что у нас тогда возникает слишком много коллизий правовых в отношении таких вещей: оппозиция только парламентская или оппозиция вообще? Как оценивать оппозицию вообще, когда в ВР политическая сила находится в оппозиции, а в местных советах в большинстве регионов она есть властной силой. Как в таком случае расписывать?» - задался вопросом политик.

Чорновил предложил собственный вариант решения данной проблемы. «В данном случае мы снова возвращаемся к моменту регулирования именно парламентских прав оппозиции. В связи с этим логично было бы прописать достаточно четко права оппозиции не в отдельном законе, а очень четко их закрепить в регламенте ВР. Я считаю, что очень серьезная потеря для регламента, когда он менялся в связи со сменой Конституцией и оттуда были полностью выкинуты такие два понятия, как коалиция и оппозиция. Коалицию можно было заменить на постоянно действующее депутатское большинство. Конституция не требует такой формулировки, но для работы парламента и в практической жизни она применяется, поэтому она могла бы быть определена регламентом как закон. И соответственно, там можно сохранить раздел, посвященный оппозиции, исключив оттуда только некоторые нюансы, которые действительно противоречат новой редакции Конституции. А у нас выбрали две абсолютные крайности. Оппозиция настаивает на отдельном законе, который будет противоречить регламенту и будут возникать коллизии. А провластное большинство решило выкинуть вообще какие-либо законодательные акты про это. Истина лежит где-то посередине. У нас этого, к сожалению, достигнуто не было. У нас вечно то одна крайность, то другая», - сказал нардеп.

С мнением других экспертов вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ