24.02.2011 16:37
Крах режима ливийского лидера Муамара Каддафи – это вопрос времени, однако ему на смену могут прийти люди еще хуже, чем он сам. Об этом корреспонденту From-UA заявил директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.

«Во-первых, я не видел ни одного приказа Каддафи о расстрелах, не видел ни одного фактора расстрела людей, отказывающихся выполнять приказы Каддафи, поэтому я не спешил бы цитировать СМИ, ссылающиеся на неясные источники. Гражданская война там идет, но говорить о том, что Каддафи там устроил резню, я бы не спешил», - сказал он.

Директор Центра исследований проблем гражданского общества считает, что ситуация в Ливии очень сложная. «Каддафи защищает собственный режим. То, что он отдал приказ учинить резню, я в это не особо верю. Каддафи считается патриотом, и все-таки тот режим, который был при нем, считается более революционным, чем тот, который был до него. Если говорить о дальнейшем развитии ситуации, то очевидно, что он не контролирует ситуацию в стране и она сползает в сторону развала ливийской нации — то есть наметился раскол на кланы и племена. Этот раскол на племена привел и к расколу армии по племенному признаку, то есть после раскола племен фактически раскалывается единая военная боевая единица. Единственно, на кого сейчас может опираться Каддафи, это на наемников и на членов его клана, даже не племени. Это только часть территории Ливии, которую они могут сейчас контролировать», - заметил Кулик.

«Как долго продержится режим, я не знаю, но очевидно, что ситуация вышла из-под контроля. Единственный выход из положения — примирение племен в рамках внутренних институций, которые существуют в ливийском обществе, в межплеменных союзах. Но я думаю, что это примирение возможно только после того, как будет отстранен от власти клан самого Каддафи. К сожалению, это может привести к контрреволюции — к отказу от тех завоеваний, которые были в Ливийской Джамахерии. Это были социальные завоевания, это было равноправие, это было светское государство. Сейчас, к сожалению, после свержения Каддафи, ситуация может перевернуться с ног на голову, и к власти могут прийти сторонники усиления позиции религиозных властей, исламисты. Уже заявлено о том, что в некоторых регионах страны объявлены религиозные эмираты, поэтому есть угроза исламизации страны. Очевидно, что будет возвращение к шариату, будет реакционное обновление Ливии. Процесс примирения будет долгим, пройдет не один месяц, пока будет достигнута стабильность и мир в этой стране», - считает эксперт.

«Кроме того, фактически оголена граница и на востоке, и на западе, откуда ушли целые подразделения. Это значит, что происходит миграция населения и перемещение лиц за границу. Проникают боевики, усиливается миграция. Если раньше в Ливии проживало около 1,5 млн. египтян, от сейчас происходит их отток обратно в Египет. И я не исключаю, что в Ливию проникают исламистские боевики. Есть внешние игроки, заинтересованные в полном развале Ливии и создании на ее территории нескольких государств. Поэтому говорить о сохранении Каддафи и его администрации нет смысла. Можно говорить лишь о том, к чему придет Ливия в пост-каддафский период, послереволюционный период», - считает эксперт.

Он уверен, что хорошего в происходящих процессах мало. «Это контрреволюция по сути. И очевидно, одним из вариантов, к которому будет подталкивать сейчас ЕС, это возврат к монархии. То есть фактически возврат от модернизационной диктатуры к феодализму. Я думаю, что это нонсенс. Но посмотрим, кто станет объединительным центром в Ливии», - предложил эксперт.

«На данный момент главное для Украины — это спасти своих соотечественников, вывезти их благополучно из Ливии и обеспечить безопасность наших граждан. Это можно сделать путем наших центров влияния. У нас есть и формальные, и неформальные точки влияния на руководителей кланов и племен. И через это влияние можно обеспечить безопасность наших медиков, которых там около 3 тысяч человек. По той информации, что есть у меня, кланы всячески опекают украинских граждан, проживающих там», - сообщил он.