30.06.2011 16:39
К очередной, третьей акции молчаливого протеста в Беларуси власти основательно подготовились: центральные площади крупных городов были обнесены турникетами. Повсюду стояли милицейские наряды, на площадях проходили культурно-развлекательные мероприятия для провластной молодежи — членов БРСМ, пишет Газета.ua.

В Минске для них устроили дискотеку на главной Октябрьской площади. В столице оградили от людей все площади в центре города. Как и в среду, в Минске прошли массовые задержания.

В Гомеле на площади Ленина проводили репетицию выпускного вечера курсанты института МЧС. Неделю интернет-пользователи решали — где же собраться, если площадь будет оцеплена. Резервными оставались несколько площадок в центре города — у памятника Кириллу Туровскому, возле здания Белтелекома и на площади Восстания. Но к вечеру 29 июня стало понятно, что и эти площадки заняты. Площадь Восстания была полностью заставлена автобусами «МАЗ», возле Белтелекома проходили выставки детских работ, которые по периметру охраняли милиционеры и члены БРСМ с государственными флагами. Возле монумента Кирилле Туровскому свою акцию проводили также члены БРСМ — они раздавали ленточки цветов государственного флага. Но попасть к ним было невозможно: молодых активистов со всех сторон охраняли спецназовцы, которые никого не подпускали к организаторам акции. В итоге они стояли в одиночестве. Поэтому прикалывали ленточки на лацканы идеологам и своим сторонникам.

В это время люди собрались на остановке, напротив памятника. На троллейбусной остановке, по обе стороны улицы, расположились участники акции. По разным подсчетам, их было не менее 800 человек. Люди улыбались, разговаривали, периодически срываясь на бурные аплодисменты. Проезжающие автомобилисты сигналили участникам акции.

Большинство участников акции — молодежь, на вопрос: «Зачем вы сегодня пришли сюда», в основном отмалчивались, улыбались или отвечали «просто гуляем».

«Я пришла сегодня, чтобы отстоять свою позицию, здесь все мои друзья, нас на самом деле много, я недовольна нашей системой, которая давит народ. Студентам вообще тяжело сейчас — мизерная стипендия, которой не хватает даже на обеды. Здесь мы объединяемся, знакомимся, мы вместе и обязательно чего-то добьемся», - говорит Марина, студентка.

«Все надоело, я устал от такой жизни, - рассуждает Александр, 32-летний рабочий строительной фирмы. - Когда я убеждал своих коллег прийти сюда, у всех ребят была масса причин, чтобы не приходить. Я решил — либо прийти сюда и остаться человеком, либо сидеть дома и бояться. Пока не много людей выходит, потому что остальные боятся, они думают, что им есть что терять. Думаю, акции будут продолжаться, и мы поменяем лысую резину, или он просто ШОС» (ШОС — популярная сейчас в Беларуси аббревиатура, расшифровывается как «Шоб он сдох»).

59-летний Владимир, бывший милиционер, пришел на акцию с женой. «Люди идут сюда, потому что им надоело слушать постоянно ложь, сталкиваться с подлостью в этой стране. Власти боятся, они в шоке — в Гомеле все площади сегодня обнесены турникетами. Власть боится народа».

«Причина молчаливых акций – это наличие протестного потенциала в Беларуси, который не имеет легальных выходов, поэтому эти протесты ищут все доступные каналы выхода. Социальные сети – это своеобразная координация протестной активности, которая легко доступна для многих белорусов», - считает независимый эксперт, магистр философии Юнеля Сальникова. По ее мнению, если бы власть не обращала внимания на эти акции, то, возможно, они бы скоро пошли на спад. «Но противодействие рождает некую интригу и даже увеличивает количество людей, динамика очевидна — от 200 участников на первой акции до примерно 800 — сегодня. Но очевидна также и нарастающая репрессивная сила власти. Новизна акций вызывает интерес всех сторон: и участников, и обычных людей, и СМИ, и власти, но дальнейший сценарий пока не понятен, и не понятен никому», - рассуждает эксперт.

Она не исключает, что акции трансформируются в традиционные формы, приобретут политическую окраску, будут возглавлены известными политическими фигурами, что вызовет их умирание. «До тех пор, пока эти акции позиционируются как народные, до тех пор они будут раздражать власти и привлекать новых участников. По-хорошему, власть тут могла бы тут что-то скреативить и даже извлечь из этого пользу, а не действовать репрессивными методами. Но для них это привычный сценарий, от которого они не могут отойти ни на одну букву», - подытожила Сальникова.