28.07.2004 11:55
Новый раунд переговоров по поводу глобального соглашения о свободной торговле открылся в Женеве. Представители 147 стран-участниц Всемирной торговой организации, включая 35 министров торговли, дали самим себе неделю на то, чтобы договориться о снижении импортных тарифов и субсидий производителям.

С тем, что либерализация торговли привела бы к росту мировой экономики и снижению бедности, согласны все. Однако как только дело доходит до деталей, обнаруживается несовпадение интересов индустриальных и развивающихся стран. Первые добиваются облегчения доступа своей промышленной продукции на рынки "третьего мира" и одновременно всячески защищают своего сельхозпроизводителя от наплыва дешевого продовольствия.

А бедные страны, в свою очередь, обвиняют партнеров по переговорам в том, что те проводят эгоистическую политику и не дают им воспользоваться своим естественным конкурентным преимуществом.

В последние годы именно сельское хозяйство стало главным камнем преткновения на переговорах в рамках ВТО.

Напомним, что предыдущие раунды, состоявшиеся в конце 2001 года в Дохе (Катар) и в сентябре 2003 года в Канкуне (Мексика), окончились безрезультатно.

Что касается нынешней встречи, то генеральный директор ВТО, таиландец Супачай Паничпакди, предупредил, что «ее провал отодвинет достижение соглашения на несколько лет».

Еще до начала переговоров представители развивающихся стран потребовали от Запада радикально урезать субсидии фермерам. Они считают недостаточными меры, содержащиеся в проекте документа, разработанного подготовительной комиссией во главе председателем Совета ВТО, японцем Сотару Осимой.

Комиссия Осимы предлагает, в качестве компромисса, отменить субсидии экспортерам, но сохранить их в неприкосновенности для тех, кто производит продовольствие для внутреннего рынка, таким образом, ограждая их от конкуренции. Как выразился по этому поводу министр торговли Индии Камал Натх, "индийский фермер может соревноваться с американским фермером, но не с правительством США".

Между тем в рядах Запада тоже нет единства - европейская комиссия дипломатично назвала предварительный документ "основой для дальнейшей работы", но представители Франции прямо заявили, что, по их мнению, он несет в себе "глубокий дисбаланс не в пользу ЕС".