02.04.2012 01:41
Ученые из университета Джорджии (США) заметили у подсолнухов, изображенных на серии картин Ван Гога, признаки генных мутаций.

Наиболее типичный фенотип подсолнуха - сложное соцветие из цветков двух видов. По периметру расположены узким рядом яркие и широкие бесплодные цветки, которые воспринимаются обычно как лепестки и привлекают насекомых-опылителей. В центральной же части располагается около тысячи трубчатых цветков, дающих начало семенам. Об этом пишет Сегодня.

Большинство соцветий, изображенных на картинах Ван Гога, имеют совсем небольшой «плодоносящий» внутренний диск, почти скрытый под множеством внешних цветков-лепестков, что, как выяснили ученые, вызвано генной мутацией.

Такие соцветия не слишком успешны в размножении, поскольку им удается произвести мало семян, а крайняя степень проявления такого признака - соцветие, напоминающее желтую астру, которое не имеет семян вообще.

Ученые повторили подобную мутацию экспериментально, применив ту же методику скрещивания, которую Грегор Мендель, отец генетики, использовал в XIX веке - во времена, когда творил Ван Гог, говорится в сообщении. Исследователи скрестили нормальный подсолнух с «полумутантом», у которого плодоносящих цветков было меньше нормы.

В результате получились не способные к размножению «астры» и сверхпродуктивные соцветия, почти полностью состоящие из плодоносящих цветков.

Авторы работы обнаружили, что мутация происходит в гене HaCYC2c, который отвечает за рост бесплодных цветков: вставка дополнительного участка генной «нити» заставляет этот ген бесконтрольно увеличивать активность.

Однако при удвоении подобной вставки получается соцветие с недоразвитыми декоративными цветками, полностью направленное на размножение, в том числе, самоопыление, которое предпочтительно для растения при проникновении на новые территории.

Вместе с тем, ученые доказали, что у диких подсолнухов мутация в гене HaCYC2c не встречается.

Ван Гог написал две серии картин под названием «Подсолнухи». Первая написана в Париже в 1887 году, где на всех полотнах изображены лежащие цветы. Вторая серия, где цветы стоят в вазах, на основании которой генетики и провели исследование, выполнена через год в городе Арле.



Этот период искусствоведы связывают с окончательным формированием своеобразной творческой манеры художника.