30.08.2011 14:25
В долгосрочной перспективе будущее Украины выглядит радужно, тогда как в ближайшие 10 лет стране придется очень тяжело. Об этом в интервью «Би-би-си» заявил эксперт по вопросам Центральной и Восточной Европы, заместитель редактора британского издания «Economist» Эдвард Лукас.

По его словам, за два десятилетия независимости Украина стала полноценным независимым государством с собственной политической системой, экономикой и идентичностью. «20 лет назад уверенности в этом не было. Сейчас это кажется слишком резким, но тогда многие говорили, что Украина не является нормальной страной, что все ее границы — искусственные: почему там оказались Одесса, Черновцы, Крым, Львов и так далее. Кто-то высказывал довольно легкомысленные предположения, что языковые разделения внутри Украины приведут к неудаче попытки создать государство. Это изменилось. У Украины есть своя идентичность, как у страны. Думаю, это прекрасно иллюстрируют футбольные матчи между командами Украины и России, когда независимо от языка общения болельщики поддерживают украинскую сборную. 20 лет независимости утвердили в сознании людей идею Украины как отдельного государства», - отметил он.

По мнению Лукаса, другой позитив состоит в том, что политическая система Украины отличается от российской, СБУ не стала аналогом ФСБ, а СМИ и политический ландшафт отличаются плюрализмом, не характерным для РФ. «А негативом стала неспособность быстро интегрировать Украину с Европой. Это можно объяснить в значительной степени тем, что Украина унаследовала некомпетентный, непригодный, провинциальный советский чиновнический аппарат, который был просто неспособен готовить страну к интеграции с ЕС. Со своей стороны, Европейский Союз также не продемонстрировал стратегическое виденье в отношении к Украине. Поэтому мы хоть и не полностью потеряли эти 20 лет, но это были 20 лет в основном потерянных возможностей в деле интеграции Украины в более широкую европейскую семью», - сказал эксперт.

По его прогнозам, в будущем страны постсоветского лагеря ожидает ряд масштабных изменений. «Действительно большой переменой через 20 лет будет то, что «путинизм» будет считаться большим провалом. Через 20 лет Россия серьезно пострадает от демографического кризиса, упадка инфраструктуры, и люди будут спрашивать: «Куда ж подевались все деньги от нефти и газа?». Способность России влиять на украинскую политику уменьшится — хотя до тех пор она будет пытаться диктовать Украине, — и впереди еще непростые отношения. Но через 20 лет способность россиян манипулировать украинской политикой может быть меньшей», - считает Лукас.

«Хочется верить, что через 20 лет Украина будет либо в Евросоюзе, либо так близко интегрирована, что это не будет иметь значения, — по модели Норвегии или Швейцарии. Но через 25 лет это точно произойдет. Украина нужна Европе — по демографическим причинам и из стратегических соображений. Поэтому когда речь о временных рамках в 20—25 лет, то я настроен оптимистично относительно будущего Украины. Но считаю, что до того времени — особенно в ближайшие десять лет — будет очень сложно, потому что у вас есть, по сути, коррумпированный и никудышний политический класс, который еще может наделать много вреда. Кроме того, у вас проблемные соседи — как Турция на юге, так и Россия на севере», - предупредил он.

«Судьба Украины — в большей степени, нежели любой другой страны, поскольку она такая большая, — в руках самих украинцев. Никто из-за границы не вынуждал Ющенко быть некомпетентным - он сам был некомпетентен; никто посторонний не заставлял Тимошенко быть коррумпированной — она сама была коррумпирована; никто не подталкивал Януковича к тому, чтобы быть бандитом — он был бандитом», - сказал Лукас.

«Это все домашние украинские явления — и, в конце концов, ответственность за них лежит на самих украинцах. Я встречаю в лондонском Сити, на международных конференциях много талантливых, высокообразованных украинцев. Может, наступит время, когда эти люди пойдут в политику. Потому что пока подобного между украинскими политиками намного больше, нежели отличного, и это не комплимент», - резюмировал британский эксперт.