Обман потребителей - вынужденная бизнес-модель
21.09.2012 16:13
"В украинских СМИ появилась информация о том, что киевляне жалуются на мошенничество со стороны кафе, частных клиник, банков и заправочных станций: то недолили, то уменьшили порцию, то поставили ложный диагноз для выманивания денег, то необходимо погашать проценты за беспроцентный кредит.", - пишет в своем блоге на страницах интернет-издания Новости Украины – From-UA эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.

По мнению эксперта, доказать факт обмана в сфере услуг очень проблематично, за исключением разве что ситуации с банками, где есть достаточно четкий договор. В остальных случаях проверить технически, что вам что-то недолили или что-то недодали практически невозможно. "Относительно продуктов питания, например, на приснопамятном Западе, куда мы периодически стремимся с момента приобретения независимости, если у вас возникли сомнения в качестве, подлинности или других характеристиках продукта, можно постараться это проверить. Причем вы делаете это не самостоятельно, а с использованием уже сложившихся общественных институтов (общественные организации, различные тестовые лаборатории)".

В Украине сделать подобное практически нереально, - уверен Юрий Гаврилечко. Можно заказать какие-то исследования самостоятельно, но вряд ли вы будете из-за пакета молока или куска колбасы платить пусть даже несколько сотен или тысяч гривен за исследования. После судебной волокиты, даже если вы докажете, что вы были абсолютно правы, и суд примет решение в вашу пользу, компенсация будет неадекватной временным и финансовым потерям, которые человек может понести, считает эксперт. "В Украине, пока что не существует инфраструктуры, которая позволила бы потребителю достаточно спокойно не только отстаивать свои права теоретически, но и на практике узнавать, что и как происходит, и добиваться результата.


У нас есть достаточно компетентное управление по защите прав потребителей. Я иногда встречаюсь на публичных мероприятиях со специалистами, им и можно задать вопросы, как и что делать. По крайней мере, мне встречались вполне адекватные и грамотные люди, которые рассказывали, как можно решить такие проблемы. В каких-то вещах можно ориентироваться на те исследования, которые периодически на сайте публикует лаборатория «Тест».

В принципе, наказать недобросовестных представителей сферы услуг можно, вопрос только в том, сколько это у вас займет времени, денег и, соответственно, нервов. То есть нужно оценивать, стоит ли это наказание того вреда, которое вы как потребитель получили".

Основная проблема, считает Юрий Гаврилечко, в Украине производители в сфере услуг особо не думают о своей репутации, это никому не нужно. "Конкуренция, если она есть, существует на очень низком уровне и достаточно небольшая. У людей намного меньший выбор с одной стороны, а с другой – тот же владелец торговой точки или какого-либо ресторана не знает, сколько еще времени он проработает на этом месте или на этом рынке в принципе.

Может измениться налоговое законодательство, и ему станет невыгодно заниматься бизнесом, ему могут мешать различного рода проверяющие, могут отобрать его бизнес рейдерским манером. Когда человек не уверен в своем будущем и будущем своего дела, он делает все, чтобы получить максимально возможную прибыль здесь и сейчас. Он не может планировать ведение своей деятельности на много лет вперед. Зачастую он не может планировать что-то на ближайшие три-пять лет. И это в значительной степени определяет модель его поведения.


Поэтому обвинять в данном случае непосредственно бизнес в чем-то или сравнивать его с западным бизнесом не совсем корректно. Заграницей семейный ресторан может работать 10, 20, 30, 100 лет на одном и том же месте, например, семейный кондитерский бизнес. У нас такого нет. Если ты не строишь планы буквально на ближайшие пять лет, какая тебе разница что о тебе подумает клиент через день или через два? Тем более, что через день или через два твою торговую точку могут совсем закрыть. Поэтому смысла нет. А когда в чем-то нет смысла, человек это зачастую не делает, если он бизнесмен", - рассказал Юрий Гаврилечко.