27.09.2012 15:22
Александр Данченко, Генеральный директор «Датагруп» рассказал корреспонденту «Новости Украины – From-UA» о том, почему важно быть профессионалом своего дела, об общих проектах с государством, новых технологиях и лучших ТОП-менеджерах.

Как Вы считаете, на сколько сильно изменился рынок телекоммуникаций за последние 10 лет?

Рынок стремительно рос до 2004 года, потом все ощутили эйфорию от «Оранжевой революции». И это понятно, всем хотелось изменений. К сожалению, как показала история, эти изменения стали негативными. Но, не смотря на это, от «оранжевых» руководителей рынку телекоммуникаций достался один большой «плюс» создание нового регуляторного органа – НКРС. Роды регулятора проходили очень тяжело (иногда был даже бокс (улыбается)), но ребенок получился очень перспективным. Когда НКРС возглавил Владимир Олейник, я считаю, он один из самых опытных и профессиональных связистов, тогда бизнес ощутил на себе что значит положительное взаимодействие с органами государственной власти. И огромное спасибо сейчас Петру Яцуку, за то, что он не пошел по старой доброй традиции – поломать всё, что делал предшественник и строить своё, а взял всё самое лучшее из того что было, добавил много своего, что качественно изменило работу ведомства.

Могу смело сказать, что связисты, если так можно сказать, одни из самых счастливых, потому что регулятор у нас самый адекватный. Хотя над многими проектами и законопроектами нужно работать, но, надеюсь, эта работа будет эффективной, как и прежде.

Как Вы относитесь ко всему происходящему сейчас на рынке? Особенно в контексте последних заявлений СКМ о развитии одного из Ваших конкурентов – группы компаний Вега?

Я никогда не комментирую действия коллег по рынку. Такие вопросы мы обсуждаем либо напрямую с менеджерами компаний, либо между акционерами. Мы все выросли в «стране советов», и давать советы у нас в крови (улыбается). Но давать советы – не значит нести ответственность, а конкретный менеджер несет конкретную ответственность.

Рынок сейчас немножко замер в ожидании выборов. Напрямую эти два события конечно не связаны, но психологически настороженность ощущается.

А как Вы можете прокомментировать ситуацию вокруг Укртелекома?

Что касается Укртелекома, то тут вопрос лежит абсолютно во всех плоскостях, его деятельность так или иначе отображается на всех секторах экономики. И нам, остальным участникам рынка, было бы намного проще, если бы акционеры оператора определились с его стратегией развития. В работу Укртелекома нужно добавить больше коммерческой составляющей, чтобы конкуренция была прозрачной. Если цель акционеров Укртелекома – выход на IPO или привлечение стратега, тогда важно иметь максимальную рыночную стоимость. Это аксиома для рынка привлечения капитала. Если на рынке один игрок – его стоимость будет ниже, поскольку не с кем сравнивать. Высокую оценку на рынке всегда получают те, у кого есть сильный конкурент. При этом таких компаний не может быть много – максимум 3-4. Да простят меня мелкие и региональный провайдеры, но в ближайшие 2-3 года они будут поглощены, даже «Датагруп» в перспективе этого периода станет интересным активом для кого-то из стратегов.

Самое главное, менеджеры телекомоператоров должны развивать компании за счет инновационных решений и продуктов, а не только демпинговать и играть в подковерно-закулисные игры.

Давайте поговорим о технологиях. Вот рынок готов был развивать 3G, государство отдало лицензию одному единственному провайдеру. Где гарантия, что с 4G не будет аналогичной ситуации?

Давайте уже оставим в покое это 3G. Сейчас нужно думать о развитии технологии 4G. Нужно принять волевое решение и выдать 3-4 лицензии ведущим операторам. При этом возможно нужно применить инновационный подход – построить одну инфраструктуру базовых станций для всех операторов, сэкономив при этом огромные суммы инвестиций. После дать возможность операторам на базе единой сети развивать свои услуги, тем самым конкурируя продуктом, маркетингом, темпами продаж. Но это всего лишь мое предположение, а не предложение для государства (улыбается).

Будет ли Датагруп принимать участие в конкурсе?

Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, но еще хуже, когда солдат хочет прыгнуть выше своей головы. Я бы с удовольствием принял участие в строительстве сетей нового поколения. Но в текущем виде Датагруп не будет претендовать на этот проект, как минимум потому, что для его реализации нужен длинный финансовый ресурс, срок окупаемости при этом составляет 15-20 лет. К сожалению, мы к такому не готовы, но мы сильны в других направлениях, которые будем продолжать развивать.

В последние несколько дней в некоторых СМИ активно говорят о каком-то совместном проекте, который Вы предложили государству. Можете рассказать подробнее?

Да, действительно, в некоторых СМИ отдельными журналистами была подана некорректная информация. Я очень хочу дождаться того дня, когда журналисты профильных изданий будут проверять факты и информацию до конца, а не просто использовать тезисы презентации и пересказывать их на свой лад. Я всегда очень открыт для всех журналистов, уважительно отношусь к их работе и понимаю ценность СМИ для бизнеса. Но когда, подслушав в кулуарах, не разобравшись в ситуации, пишут «эксклюзивный» материал, то таково отношение мне не понятно. Ведь итог такой работы вредит не только репутации издания, журналиста, но и самого бизнеса или проекта. Вот например, на мой взгляд именно СМИ создали 5-10 лет назад вокруг Укртелекома ореол монстра, который все уничтожает на своем ходу. А на самом деле Укртелеком всегда по партнёрски относился к тем операторам, которые работали честно и прозрачно, а не старались откусить лакомый кусок или вели нечестную конкуренцию. И таких примеров на рынке много.

Возвращаясь к Вашему вопросу, действительно, на совместной конференции НКРСИ и Международного союза электросвязи, которая была в сентябре этого года, я делал презентацию, в которой высказал идеи и мысли, основанные на моем опыте и на увиденном в других странах мира. Основная задача была обсудить проект со всеми делегациями, которые присутствовали на конференции. Суть проекта в том, чтобы частный бизнес и государство создают единую компанию, задача которой за 3 года покрыть связью труднодоступные регионы и организовать работу 40 тыс точек коллективного доступа в школах, библиотеках, почтах, в зданиях органов местного госуправления. Руководству новосозданной компании ставится вполне бизнесовая задача: выйти на точку безубыточности, а в дальнейшем за свой счет обслуживать всю сеть и показать прибыль. 100% стартовых инвестиций в проект делает государство.

Такой проект по созданию Национальной службы конфиденциальной связи еще 15-10 лет назад продвигал Александр Кардаков и его поддерживали специалисты из ГСТЗИ. Если бы тогда эта идея была поддержана государством, то сейчас эта служба успешно бы работала, и в ней были бы заинтересованы не только государство, но в равной степени и бизнес, потому что защищать свою информацию необходимо всем.

И я понимаю, почему моя презентация сейчас вызвала резонанс, потому что для Украины это действительно что-то новое, это реальная альтернатива ФУУ. Но мы забываем о том, что такие проекты уже реализованы в Украине, например ЕВРО-2012. Государство инвестировало в инфраструктуру, а теперь передает активы в управление грамотным ТОП-менеджерам, которые обязаны на коммерческой основе сделать объект прибыльным.

Как Вы оцениваете управленцев на рынке связи?

В отрасли работает большое количество профессионалов, но, к сожалению, они все выпускники советской школы образования, которая была одной из лучших в мире. Молодые специалисты сейчас не получают должно уровня знаний, современные средняя и высшая школы не учат работать с информацией, думать, искать, анализировать. Именно поэтому разрыв между поколениями очень велик. Если говорить о лучших сейчас, то я бы говорил о группе менеджеров, в которой органично соединились опыт управления, опыт в регуляторной сфере, молодость, амбиции, здравый взгляд на все происходящее, умение находить общий язык, лидерство. И вот если собрать в эту команду Григория Дзекона, Владимира Олейника, Петра Яцука, Игоря Литовченко, они не то чтоб 4G в Украине построили, они «порвали» бы любой рынок другой страны (улыбается).

А Вы?

По поводу меня – вопрос к рынку и акционерам. Но опыта у меня достаточно (улыбается).

Тем не менее, Вы каждый год становитесь участником разных рейтингов лучших ТОП-менеджеров, можно сказать, что признание коллег у Вас есть. А какой Ваш собственный ТОП-10?

Я не хочу привязываться к рынку телекоммуникаций, могу оценить украинский топ-менеджмент в целом. И я не знаю, будет ли это 10 персон, сколько придет в голову столько и будет. И еще один момент, я 16 лет отдал футболу и много футбольных принципов перенес в бизнес. Так вот в футболе есть принцип: «игра забывается, а результат остается». И моя оценка – это исключительно оценка результатов работы каждого из ТОП-менеджеров.

Кризис-менеджер и бизнесмен-романтик – Николай Толмачев. Лучший бизнесмен-аппаратчик Григорий Дзекон. Менеджер-генератор инноваций Александр Кардаков. Менеджер-стабильность Игорь Литовченко. Инвестиционно правильно ориентированный менеджер Олег Попов. В финансовой и банковской сфере я могу назвать тройку: Дмитрий Дубилет, Владимир Лавренчук, Борис Тимонькин. Лучший государственный менеджер Борис Колесников. Ну и возвращаясь к футболу – лучший менеджер-тренер Мирча Луческу. И не смотря на то, что в моем сердце и мозгу всегда Динамо (Киев) и я верю, что эта команда сможет вырваться из кризиса и показать всю свою мощь и красоту, я снимаю шляпу перед Луческу, который кропотливо создавал команду Шахтёр, которая сейчас показывает красивый футбол.

В Украине совсем скоро парламентские выборы. Чего Вы от них ожидаете?

Только чтобы они быстрее закончились, и мы могли бы спокойно, без политических и экономических потрясений, работать до следующих выборов.