27.09.2012 18:05
"По сообщениям СМИ Национальный банк Украины готовится к выпуску валютных государственных казначейских обязательств. Общий объем эмиссии составит 200 млн. долл. Купить обязательства у государства и обменять их обратно на деньги сможет любой гражданин Украины. Стоит отметить, что это очень правильный шаг. Единственно, что 200 млн. – это совсем не большая сумма, потому что на самом деле по разным оценкам где-то до 70 млрд. долларов находится за пределами банковской системы", - пишет в своем блоге на страницах интернет-издания Новости Украины – From-UA экономист Виктор Лисицкий.

По мнению экономиста, если идти чисто формально по платежному балансу за последние годы, то просуммировав все эти оттоки – получается порядка 70 млрд. долларов. "Даже если предположить, что 10-20% в карманах вывезли на Запад за границу в наличном виде, все равно получается бешеная сумма. Так что 200 млн. – это сумма совсем не большая и вразумительная, подъемная – та, которая не является заоблачной, космической, нереальной. Это первое.


Второе. Зачем это делает Национальный банк? Он это делает главным образом для улучшения платежного баланса государства, потому что та иностранная валюта, которая находится в наличке у населения, у предпринимателей – она же фактически не участвует в экономике, в товарно-денежном обороте, никак не поддерживает экономическое развитие. Если же продаются облигации и деньги поднимаются, то они начинают работать, прежде всего, на пополнение валютных резервов и на улучшение платежного баланса. Надо еще учитывать, что люди, которые будут покупать эти валютные облигации, они же фактически будут на этом зарабатывать (а 9, 2 % – это очень хороший процент).

Если говорить о широких массах трудящихся, то я не вижу, какую можно придумать теневую схему для выбивания из них покупки валютных облигаций. Если у кого-то есть несколько сотен или несколько тысяч долларов, то как его можно принудить покупать обязательства? Я себе этого не представляю: он нигде не светился с этими деньгами, ни его жена, ни тем более теща не знает, что у него есть эта тысяча долларов, – как его можно принудить?

Другое дело, что те, кто довольно часто обналичивают валюту в банковской системе, они на виду, на слуху и известны. А иначе быть не может: любой коммерческий банк не продает валюту, не фиксируя эту операцию в операционном дне. С этими ребятами, наверно, будут вестись какие-то договоры-переговоры, будут их уговаривать, чтобы они покупали валютные облигации. Но опять же, 200 млн. долл. – это по отношению к общему объему совсем не большие деньги, и я не думаю, что будет особая необходимость выжимания этих денег из бизнеса", - пишет Виктор Лисицкий.

По его мнению беспорядок, который у нас был первые 5 лет независимости прошел. "Нулевых рисков нигде не бывает. Всегда рискует и государство, если оно будет продавать валютные облигации, и рискует тот, кто их покупает. Жизнь без риска только на кладбище".

Однако эксперт считает, что иностранцы доверяют нашей банковской системе. "Они лучше разбираются в ней, чем мы (я говорю это без всякой попытки унизить нас, потому что более-менее заметные международные банки работают, как правило, в нескольких странах и существуют не год, не два и не 20 лет). Это тертые калачи, в самом хорошем смысле этого слова, и если они сюда пришли с деньгами, то, по крайней мере, не уходят. Могут, конечно, перепродать, но покупателем будет другой иностранец. Поэтому если говорить об отношениях банк - клиент, я каких-то особенных рисков не вижу.

Правда, существуют внешние риски. Возьмем положение в ЕС. Есть риск? Да, там есть риск. Та линия, которую проводит Меркель, а с ней вместе проводил Саркози, а сейчас вроде бы и Олланд не отказывается от этого, эту линию и Баррозу поддерживает, и Жан Клод Юнкер – большая часть правительств ЕС поддерживает – по сути, ведет к федерализации финансов. И это означает, что контроль за тем, как будут денежки использоваться теми или иными странами, будет поднят на совершенно иной, значительно более высокий уровень. Я думаю, что если бы такой контроль был, то не было бы сейчас такого беспокойства с Грецией и Испанией, которые после вступления в еврозону просто сумасшедшими темпами увеличили потребление домашних хозяйств, конечно же, за счет внешних заимствований. Я думаю, что тогда надо было сказать, что для того, чтобы хорошо кушать, надо сначала начать хорошо работать. То есть должны были деньги в первую очередь вкладываться в модернизацию производства, инфраструктуры. А по статистике Мирового банка и МВФ, там происходила совершенно иная картина. Я уже говорил, что грекам надо сказать: «Хлопцы, хватит лопать, давайте топайте. И получше топайте».


Очень важно, что Нацбанк достаточно цепко удерживает и все монетарные показатели. У нас развитие монетарных показателей идет, может быть, не так, как хотелось бы, но сама по себе динамика монетарного развития достаточно спокойная. Это говорит о том, что лишней гривны на рынке совсем немного, у нас темпы роста монетарных показателей весьма умеренные", - утверждает господин Лисицкий.