28.09.2012 18:30
«В настроениях избирателей сейчас доминируют такие социально-психологические процессы, как разочарование и недоверие. Раньше разочаровались в одних политиках, в предыдущей власти – Ющенко и Тимошенко, поэтому они и проиграли президентские выборы. За последние два года успели разочароваться и в нынешней власти. И сегодня число разочарованных, недовольных очень велико. И это спровоцировало общее усиление недоверия и к институтам власти, и к политикам как таковым». Об этом в гостях у интернет-издания Новости Украины - From-UA рассказал политолог Владимир Фесенко.

По мнению политолога, разочарование людей вылилось в поиски новых лиц. «В общественном мнении заметно усилился политический миф, который возник еще в начале 2000-х гг., о том, что должны прийти новые политики и новые политические силы. В частности, на этих выборах мы видим две политические силы, которые выступают в этой нише: партия Кличко и партия Натальи Королевской. «Свобода» несколько раньше о себе в этом плане заявила, к тому же у нее еще есть своя идеологическая ниша – националистическая.

На этих выборах мы видим, что каждая политическая сила стремится послать свой сигнал, учитывая настроения своих потенциальных избирателей. ПР хочет, конечно же, минимизировать разочарование, недовольство своих и нынешних, и бывших избирателей. Поэтому регионалы хотят реанимировать конфликт с «оранжевыми», опять сыграть на контрасте. Плюс объяснить, что «из-за глубины тех проблем, которые остались нам в наследство, мы просто не смогли, не успели реализовать в полной мере свои предвыборные обещания. Но не волнуйтесь, мы все сделаем». Они хотят все-таки вернуть часть разочарованных, опять пытаясь создать этот политико-идеологический контраст со своими противниками.


На контрасте пытаются сыграть и их оппоненты – Объединенная оппозиция. Оппозиционеры с самого начала сделали ставку на объединение. Это тоже была некая реакция на настроения в электорате. Они надеялись, что через объединение смогут стать почти монополистами в нише оппозиции, в нише недовольных нынешней властью, аккумулировать большую часть оппозиционных настроений под свои партийные флаги. Но это не удалось сделать в полной мере, именно потому, что был запрос на новых, прежде всего, среди оппозиционно настроенных избирателей.

Естественно, главным идеологическим противником для Объединенной оппозиции является ПР. Отсюда их посыл – «Мы их остановим!». Мне кажется, это работает не в полной мере. Отсюда и сложная ситуация с рейтингами Объединенной оппозиции. Избиратели, видимо, неоднозначно реагируют на агрессивную оппозиционную риторику, они хотят еще неких гарантий, пусть даже условных, что не будет повторения тех же проблем и ошибок, которые были раньше. Поэтому пока что Объединенная оппозиция не в полной мере смогла реализовать свои технологические задумки, свою стратегию, проявить себя как главную альтернативу этой власти, чтобы люди за них проголосовали именно по этой причине. «Все, кто не доволен, если вы хотите изменения ситуации – должны проголосовать за Объединенную оппозицию» – вот их посыл. Пока он воспринимается не в полной мере и далеко не всеми оппозиционно настроенными избирателями.

И связано это в том числе с тем, что появилась новая оппозиция – партия Кличко. Это новый заметный игрок с растущей популярностью. И здесь срабатывает очень интересный феномен. Сразу развенчаю миф о том, что тут работает только спортивная слава Виталия Кличко. Это далеко не единственный и не самый главный фактор. Дело в том, что партия Кличко, пожалуй, единственная политическая сила, у которой минимальные имиджевые проблемы. На фоне всех других они выглядят весьма положительно и респектабельно: нет груза прошлых проблем, нет груза разочарования и недоверия. Есть хорошая репутация самого Виталия, есть ощущение, что собирается достаточно солидная политическая команда. И в этом смысле на фоне остальных они воспринимаются как некий луч света в темном царстве. И это к ним привлекает голоса многих избирателей, причем не только на западе и в центре страны, где сконцентрирован традиционный электорат противников ПР, но и на востоке и юге у них тоже появилось немало избирателей. И в этом плане партия Кличко отличается от фаворитов выборов – и от ПР, и от Объединенной оппозиции. Ведь регионалы опираются лишь на восток и юг, а оппозиционеры – лишь на запад и центр. У партии Кличко более разнообразная структура электората.


Вот их негласный посыл: «Мы новые, и мы все-таки выглядим чище, не так проблемно, как все остальные». К ним меньше претензий. И когда люди начинают выбирать по принципу меньшего зла или в соответствии с тем, кто меньше вызывает отторжение, то многие выбирают в пользу Кличко и его партии.

Коммунисты в этот раз работают гораздо точнее со своими целевыми группами, не экспериментируют, как раньше, стремясь привлечь молодежь. Они сделали ставку на ностальгию по советским временам и на чувство социальной несправедливости. И их посыл «Вернем страну народу» отражает идеологическую позицию Компартии. И его расшифровка соответствует настроениям их целевых групп. Например, они используют недовольство пенсионной реформой. Кто избиратели коммунистов? Люди старших возрастных групп. Естественно, у них больше страхов, недоверия и объективных рисков в связи с пенсионной реформой. Коммунисты очень много говорят и на тему проблем со здравоохранением, что актуально для избирателей старших возрастных групп.

И главное, что способствует росту рейтинга коммунистов – не только точная, но и, пожалуй, самая содержательная и «цепляющая» реклама, с точки зрения интересов их избирателей на фоне всех остальных политических сил. К тому же у них самая масштабная рекламная кампания за все время их участия в выборах. В этом плане, я думаю, рост их рейтинга отражает тот факт, что информационный сигнал достаточно сильный, и он точно попадает в настроения их потенциальных избирателей. Разумеется, не все проголосуют, но те, кто ностальгируют по советским временам, и те, кто не имеет отторжения по отношению к КПУ и коммунистической идеологии, конечно, могут проголосовать за коммунистов. То есть здесь присутствуют настроения, связанные еще с прошлой эпохой и с некой альтернативой из прошлого. Альтернатива, конечно, иллюзорна, но, тем не менее, на таких настроениях, как оказалось, еще можно играть.

Тем более, что на сторону коммунистов перешла еще часть разочарованных в ПР. Они в свое время голосовали за Компартию, потом после 2004 года перешли на сторону Януковича и ПР, а сейчас некоторая часть этих избирателей опять вернулась к коммунистам. Остальные политические силы, которые тоже претендуют на прохождение в парламент, опять-таки играют на настроениях части избирателей, которые являются их целевыми группами.

Партия Королевской пытается использовать миф о новых политиках, о необходимости замены старых политиков более молодыми. К тому же они пытаются найти своих сторонников в нише деполитизированных избирателей – тех, кто не верит ни власти, ни оппозиции. У нас немало таких людей, и партия Королевской пытается вклиниться именно в эту нишу. Здесь они конкурируют, конечно, с партией Кличко, но при этом демонстрируют гораздо меньшую оппозиционность, нежели партия Кличко, которая однозначно заявляет о своей оппозиции нынешней власти. Партия Королевской действует более умеренно, хотя в последнее время также усилила оппозиционность своей риторики.

Самое главное – они стараются работать в стиле маркетинговой компании. Не в стиле политической кампании как таковой, а выстраивая так называемую маркетинговою стратегию. Думаю, это будет одна из интриг выборов: насколько эта стратегия сработает, насколько она окажется удачной. Потому что все-таки политика сильно отличается от работы на экономических рынках и в отдельных общественных сферах. И делать ставку только на одну рекламу достаточно рискованно.

Ну а «Свобода» работает за счет своего радикализма и окучивания своей идеологической ниши – националистических настроений. Отсюда их некая замкнутость в том регионе, где такие настроения выражены сильнее всего – в Западной Украине. В пользу «Свободы» сработало разочарование старыми национал-демократами, а также теми, кто пришел им на смену – я имею в виду и «Нашу Украину», и «Батькивщину».


Вообще, галицкие избиратели оказались достаточно ветреными: каждые несколько лет они меняют свои политические настроения и своих политических фаворитов. За последние 10 лет мы увидели три волны таких перемен. «Свобода» – последний по времени фаворит галичан, но у неё уже появляется серьезный конкурент – партия Кличко. Представители этой партии после формирования своего избирательного списка явно сдвинулись на запад и активно начали работать с западноукраинскими избирателями. Поэтому там сейчас явного фаворита нет – за симпатии галичан конкурируют и Объединенная оппозиция, и партия Кличко, и «Свобода»", - считает Владимир Фесенко.