11.10.2012 13:17
"Речь идет не о табуировании отдельных тем, а речь идет о том, чтобы говорить правду. А правду надо определить на общегосударственном уровне, а не на уровне Фарион. Они же не показывают в своих учебниках, как они присягали Гитлеру, как они встречали его с цветами. Ну так скажите правду!" - так политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский прокомментировал изданию Новости Украины – From-UA информацию о том, что Министерство образования направило львовским чиновникам приказ использовать только учебники, согласованные с министерством.

"Я полностью поддерживаю общегосударственную позицию — позицию министерства, что надо говорить правду, надо, чтобы была и та, и другая сторона. Должна быть правда. Пусть каждый учитель в Галичине, во Львове интерпретирует так: не было другого выхода, надо было спасать независимость, поэтому мы присягали Гитлеру. Надо ученику сказать правду, и каждый для себя будет решать — хорошо это или плохо, как относиться к решению Совета Европы о том, что люди, которые присягали Гитлеру, не могут быть героями. Речь идет о разнице между правдой и пропагандой. В СССР была пропаганда. Речь идет о том, что там городской или областной совет принимает решение, что здесь не будет никакого русского языка, что у них нет ни одной русской школы и не будет. Я считаю, что это возмутительно. Я считаю, что они должны быть возвращены в украинское законодательное поле. Есть Конституция, а они не хотят ее выполнять.

То, что в государстве существует несколько альтернативных историй, я в этом ничего плохого не вижу. Плохо, когда есть одна, с которой нет возможности спорить. Когда речь идет о том, что в учебнике должны говорить правду, это не означает, что должен быть один учебник для всех. Их может быть несколько, но они все должны говорить правду. А правда — это не интерпретация. Во Львове могут быть разные учебники, но все они должны излагать правду. Если вы упустили тот факт, что ОУН-УПА присягали Гитлеру, а написали только, как они героически воевали с Советами, то вы занимаетесь пропагандой. Поэтому надо говорить и то, и другое. И все учебники должны быть утверждены на уровне государства", - заявил политолог.


"Если бы у нас была другая культура, во-первых, люди бы не избирали Фарион депутатом. Человек, который требует, чтобы 3-летние детишки назывались не Мариями, а Марийками, а если нет — то "чемодан — вокзал — Россия", этот человек должен быть нерукоподаваемый, а по немецкому законодательству уже уголовно преследуемый. При такой политической культуре фашисты у нас будут членами парламента. Никогда фашисты не занимались просвещением людей, они занимались пропагандой. Поэтому в своей деятельности по учебникам они занимаются пропагандой, то есть тем, чем занималась советская власть, только наоборот. Этого допустить нельзя. Если есть одно государство и у него есть одни законы, то надо, чтобы это была не пропаганда, а была возможность детям услышать правду, иначе эти дети будут готовы погибать за того, кто присягал Гитлеру", - добавил Михаил Погребинский.

С мнением других экспертов вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ