15.10.2012 14:50
"Никто из коммунистов не покаялся за жертвы. Я не слышал от Симоненко извинения ни за одну волну террора, которая была в Украине или за ее пределами. Более того, я считаю, что этого недостаточно, потому что на самом деле надо судить не только практику, но и саму идеологию коммунизма как извращенческую и преступную". Так профессор Украинского католического университета, доктор исторических наук Ярослав Грицак прокомментировал изданию Новости Украины – From-UA заявление министра образования Дмитрия Табачника о том, что украинские националисты должны публично покаяться, признав исторические ошибки своих героев, т.к. даже коммунисты частично покаялись, осудив культ личности Сталина.

"Националисты должны покаяться. Я считаю, что это есть обязанность каждой нормальной политической силы без исключения, включая и либералов. Если вы гордитесь своими героями — это ваше право, но вы должны нести ответственность и за их поступки. Это основополагающее правило, на котором построен фундамент Европейской унии. В первую очередь националисты должны покаяться за события, произошедшие на Волыни в 1943 году. Это было в первую очередь преступление. Но это была и глупость, потому что это не имело никакого смысла на дальнейшую перспективу: главную зачистку поляков с Украины сделал Сталин сразу после войны.


Примирение необходимо, потому что если мы не примиримся, то мы останемся в яду истории. Пока мы не сведем счеты с прошлым, мы не сможем провести нормально ни одну реформу — ни политическую, ни экономическую. Единственный способ избавиться от бремени истории — это не игнорировать его (это невозможно), а добиться примирения в истории. Украина в этом плане совсем не уникальная: подобные проблемы с прошлым существуют в других странах – Германии, Испании, Италии, Польше, России, Франции. За исключением России, всем европейским странам это более или менее удалось. В какой-то мере достижение исторического примирения является тестом на европейскость. И за последние 20 лет в Украине есть достижения, хотя и скромные, в этом плане. Украинцы пришли к консенсусу относительно национальных символов — сине-желтого прапора, трезубца, которые 20 лет назад считались символами украинского национализма, сейчас уже об этом никто не вспоминает. Украинцам удалось прийти к согласию относительно фигуры Грушевского — все президенты вешают в своих кабинетах его потрет как своего предшественника. Никто из украинцев не спорит по поводу казаков или (за исключением Бузины) Шевченко. Социология показывает простое правило: чем ближе к нам история, тем больше она нас разделяет. И наиболее нас, украинцев, разделяет последняя война. Уже одно то, что она имеет два названия, говорит о том, что мы не можем прийти к общему мнению. А в этой войне наиболее украинцев разделяют УПА и Бандера", - считает профессор.

"Позиция Табачника для меня неприемлема, потому что он требует извинений только с одной стороны, в то время как примирение всегда двустороннее. Должны извиняться националисты за их преступления, но должны извиняться и те, кто заявляет, что НКВД мало убило бандеровцев. За такое заявление в нормальном обществе судят. Должна быть воля двух сторон. И эта воля не есть чем-то простым и легким. А раскидываться заявлениями может кто угодно, особенно если это приносит какие-то политические дивиденды. Это безответственная политика безответственного политика.


Если обе стороны примирятся согласно формуле «Извините нас – и мы Вас извиняем», то у нас появится шанс на совсем другую страну. Как пример приведу испанский опыт. Испания в этом плане очень похожа на Украину, потому что у них тоже была своя гражданская война. И после смерти Франка испанские политики поняли, что если они сейчас начнут спорить относительно истории, то Испания обречена. И они приняли т.н. Пакт про амнезию — это означало, что никто из политиков не имеет права поднимать исторические вопросы с политической целью. Сейчас действие пакта уже прошло, и испанцы сейчас ссорятся о прошлом, но это уже совсем другая страна: за тридцать лет им удалось провести нужные реформы.
У нас, к сожалению, испанский вариант невозможен, потому что у нас безответственные политики. Кроме того, у Испании не было третьей силы, которая бы указывала испанцам, за что им надо извиняться. А у Украины такая третья сила есть — это Россия, которая сама старается ни за что не нести ответственности. У нас, скорее, англо-сакский вариант, когда в Лондоне по соседству на площади стоит фигура Кромвеля и фигура короля Карла І, которого он казнил, и англичане обоих спокойно признают частью своей истории, со всеми темными и светлыми сторонами. Вот это наша украинская формула: ты должен признать, что люди воевали по разные стороны фронта, и если кто-то солидаризирует себя с той или иной стороной, он должен найти в себе мужество принести извинения за преступления своей стороны, иначе мы будем находиться в состоянии беспрерывной холодной гражданской войны. Если мы добьемся примирения (во что я все-таки верю), то мы будем уже другой страной, как это произошло с Испанией", - подытожил Ярослав Грицак.

С мнением других экспертов вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ