В Украине никогда не будет транснациональных корпораций
07.12.2012 16:00
"У Украины экономические показатели формально не катастрофические, например, соотношение внешнего государственный долга по отношению к ВВП у Украины не выглядит ужасным – менее 50 %, порядка 45 %". Об этом в эксклюзивном интервью интернет-изданию Новости Украины - From-UA рассказал кандидат экономических наук, секретарь Института проблем социализма, старший преподаватель Киевского национального торгово-экономического университета Александр Дудчак.

"Например, во многих странах ЕС, таких как Голландия, Франция и Великобритания, превышение долга над ВВП примерно в 4,2 - 4,8 раза, в Люксембурге – в 39,5 раза, в Греции, которая находится в кризисе, превышение в 1,7 раза. И нет ни одной страны ЕС, у которой долг был бы ниже 90 % от ВВП.

Украинская экономика более управляема различными внешними факторами, чем страны ЕС. У нас постоянное превышение импорта над экспортом, постоянная нехватка валюты, и с подобной системой не будут выходить ни нынешнее руководство страны, ни даже оппозиция, если она придет к власти", - продолжил А.Дудчак.

"Суть подобной системы, из которой нет выхода при продолжении нынешней политики, в том, что Украина - член МВФ с 1992 года. По правилам страны-члена МВФ, правительство и финансовый орган, который выполняет функции Центрального банка, в данном случае НБУ, – это независимые организации, независимые институции. Правительство не может договориться с Нацбанком и прокредитовать свои проекты, исходя из своих соображений. Финансировать проекты в своей экономике правительство может лишь исходя из сумм, эквивалентных пришедшей в страну твердой валюте - сколько в страну пришло долларов, евро, японских иен и прочей валюты, которая считается твердой. Исходя из этой суммы, правительство имеет возможность кредитовать свои проекты.


Мы не можем запустить ни авиационные предприятия, хотя заказы есть - не хватает оборотных средств. Мы даже не можем построить дороги и мосты, хотя подобная практика позволяла многим экономикам выйти из кризиса, так как мы не можем напечатать под эти проекты гривны. Инвестирование в подобные проекты не вызывает инфляцию. Мы можем исходить из той суммы, которая приходит в виде валюты. Валюта поступает в стану от экспорта или в виде инвестиций, или в виде кредитов", - добавил кандидат экономических наук.

По мнению г-н А.Дудчака "для того чтобы сделать продукцию, нужны оборотные средства, не хватает оборотных средств. У нас превышение импорта над экспортом. Мы должны покрывать эту разницу. Мы не можем отказаться от импорта. Почему мы не можем отказаться от импорта? Потому что у нас нет по многим группам товаров импортозамещающего производства. Отказ от импорта означал бы понижение уровня жизни населения. Нынешняя власть или оппозиция, если бы у власти была оппозиция, на такой шаг бы не пошли. В условиях постоянно приближающихся выборов то президента, то ВР это означало бы потерю части электората. Поэтому разницу между экспортом и импортом у нас обычно покрывают внешними кредитами".

"Почему у нас никогда денег не будет? С одной стороны, мы отрицательное сальдо внешнеторгового баланса покрываем за счет кредитов. Мы не имеем права кредитовать свою экономику, Нацбанк не имеет права выдавать кредиты правительству под какие-то проекты, которые реально можно реализовать. Но, с другой стороны, мы обязаны кредитовать иностранное правительство. Каким образом? Ну, например, есть так называемый золотовалютный резерв. Он состоит из ценных бумаг, валюты, золотого запаса. Что такое валюта и золото, понятно, хотя они не лежат в подвалах Нацбанка, это все находится на соответствующих счетах. Золотая составляющая в золотовалютном резерве – это примерно 4,4 %, валюты – примерно процентов 37, если я не ошибаюсь, и ценных бумаг – 57-58 %. Так вот, что такое ценные бумаги? В случае с золотовалютным резервом государства, ценные бумаги – это обязательства правительств других стран. Одними из самых надежных ценных бумаг считаются казначейские облигации США. Поскольку они очень надежные, они не очень прибыльные – примерно 1,5 % годовых. Покупая казначейские облигации, мы кредитуем, даем в долг правительству США в их же долларах. Мы даем Америке доллары в долг под 1,5 процента, а сами берем те же доллары, но через МВФ уже под 8-9 %", - подчеркнул А.Дудчак


"В Украине не будет денег еще и потому, что какая-либо крупная корпорация, которая перерастает пределы государства, автоматически перестает быть украинской. В Украине никогда не будет транснациональных корпораций. Для того чтобы конкурировать на международных рынках, если это не дешевое сырье, а какая-либо наукоемкая продукция, необходимы дополнительные кредитные ресурсы для развития бизнеса. Если сравнить возможность кредитования за рубежом и в Украине, то цифры, конечно, очень существенно отличаются. Все в тех же Штатах кредитование бизнеса осуществляется под 3-4% , а кредиты для бизнеса в Украине будут выдаваться где-то (если депозиты уже собираются под 25% и больше) под 35 и выше процентов. Это является причиной того, что наши предприятия выносят свои активы за рубеж и регистрируют предприятия в офшорах. Потому что такая система автоматически выдавливает наш крупный бизнес за рубеж, и он по определению перестает быть украинским. Именно поэтому 90% инвестиций Украины за рубежом приходится на Кипр. И примерно 245 иностранных инвестиций из-за рубежа в Украину тоже приходятся на Кипр", - считает А.Дудчак.