Политолог: Украинская политическая экономия серьезно патологична
05.03.2013 16:10
«Наши миллиардеры – это не Гейтс, не Джобс, это не венчурные капиталисты, инноваторы и криэйторы новой экономики, это люди, в руках которых случайным или закономерным образом оказались брошенные историей, СССР, промышленно-сырьевые активы бывшей УССР». Так ответил директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев ответил на вопрос корреспондента Новости Украины – From-UA о том, чем отличаются украинские миллиардеры от других всемирноизвестных.


«Их миллиарды, – рассказал политолог, – заработаны на стали, на нефтетрейдерстве, на газотрейдерстве, на других иногда прозрачных, иногда темных бизнес-схемах, в том числе и через увод от налогообложения в офшорные зоны, либо состояния, сделанные на доступе к политическому и административному ресурсам с помощью разного рода политических партнерств, либо с помощью, например, родственных связей. Так что наши миллиардеры заработали свои миллиарды не за счет интеллектуальной ренты, а, скорее, за счет административно-политической ренты, которая, в отличие от интеллектуальной ренты, приносит большие доходы только лишь ее владельцу, а не обществу в целом».

«Та же интеллектуальная рента, – приводит примеры Вадим Юрьевич, – может приносить доход ее создателям, но она же имеет широкое массовое распространение на все общество, принося бонусы всем людям, как то Майкрософт или мобильная связь, которая служит не только ее создателям и производителям, но и всему человечеству, демонстрируя тем самым интеллектуальный и социальный прогресс. На металле, на плохом сорте стали можно заработать гигантские прибыли. Но если эти прибыли за счет дешевого рабочего труда, деградации индустриальных районов востока Украины, загаживания экологии, которая бьет по здоровью восточных регионов Украины и не только, то здесь наши миллиардеры вызывают, скорее, удивление, а не восхищение».

Многие украинские миллиардеры, считает эксперт, добились своих состояний за счет монополизма, а не конкуренции: «Тот же Гейтс добивался своего дохода за счет конкуренции, и если он переходил некую черту, то включались антимонопольные расследования, как это было с ним год-два назад. Посмотрите на наших миллиардеров: кто-то из них монополизировал металлургию, кто-то облгазы, кто-то транзит энергоресурсов. Так что здесь можно переиначить известное ленинское определение, что монополия ведет к загниванию. Да, к загниванию экономики, ее стагнации, но к обогащению тех, кто стоит у руля этих монополий или пользуется ее преимуществами и привилегиями».

Присутствие в списке Форбс украинских миллиардеров, представляющих бедную страну с серьезными проблемами в экономике, в социальной сфере, с низкими доходами и зарплатами, свидетельствует о том, что «украинская политическая экономия серьезно патологична, поскольку эта политическая экономия свидетельствует о том, что некоторые особо приближенные к тому, что можно назвать капитализмом двора, экономические игроки могут быть сказочно богаты при массовой бедности в обществе».


«А это значит, что рост прибыли привилегированных экономических игроков сочетается с промышленным спадом страны, чего не должно быть, потому что нормативно политическая экономия успешных стран всегда свидетельствовала о том, что рост прибыли предпринимательского сектора всегда сопровождается ростом ВВП и национального дохода, чего уже давно нет в Украине», – резюмировал Вадим Карасев.