Украинскую экономику спасает то, что половина валового дохода находится в тени
18.03.2013 18:10
«Условия Кипра были удобны тем, что Кипр близок, там хороший климат, и можно сочетать отдых и финансовые дела». Так шеф-редактор журнала "Бухгалтер", заслуженный экономист Украины, член-корр АЭНУ Александр Кирш прокомментировал интернет-изданию Новости Украины – From-UA сообщение о том, что власти Кипра под давлением МВФ собрались обложить налогом депозиты и поднять ставку налога, что исключает его из удобных офшоров.

«Есть достаточно других офшорных зон, которые будут нас обслуживать, - успокаивает украинских олигархов экономист. - Я не большой специалист по офшорным зонам, но могу сказать, что идея Кипра была гипертрофирована, просто он стал в известной степени символом. Говорили Кипр — подразумевали офшор. На самом деле Кипр — не единственный офшор, другие вытянут. А в других странах просто не будут сочетаться офшорный отдых и офшорные операции».

По поводу вероятных финансовых потерь, которыми грозит налог на Кипрские депозиты, эксперт объяснил: «Малого и среднего бизнеса это не коснется. У нас действует негласный социальный закон. Когда крупному бизнесу предложили перейти на единый налог со ставкой 7 % без НДС, переходить не стали. Это значит, что манипуляции через офшор дают больший эффект, чем 7 % без НДС.

Крупный бизнес пострадает потому, что ему, вероятно, придется переходить в другие офшоры, а от самого факта перехода есть временные неудобства, временные неприятности, потери: одни предприятия закрываются, другие открываются и т.п. То есть это чисто неудобства переходного периода, связанные с обживанием новых офшоров».

Шеф-редактор журнала «Бухгалтер» считает, что сложно сказать, какую роль играют офшоры для украинской экономики: «Можно сказать, что в целом по совокупности всех методов ухода от налогов, включая черный офшорный и единый налог, около половины валового дохода находится в тени. Это, кстати, спасло экономику во время кризиса и, надеюсь, будет спасать ее и в дальнейшем. Какой здесь удельный вес офшоров, сказать сложно, но думаю, что поскольку офшоры связаны с крупным бизнесом, то львиная доля. На единый налог приходятся все-таки мелочи, а основное — это офшоры в сочетании с теневыми схемами».

Александр Кирш также прокомментировал идеи правительственных чиновников по ликвидации схем по выводу капитала за рубеж: «Во-первых, я не уверен, что заявления ликвидировать офшорные схемы — это действительно планы правительства. Это декларируемые планы, так же, как в 60-е годы наша цель — коммунизм, а сейчас — борьба с коррупцией. Поскольку т.н. Семья тоже решает свои вопросы через офшоры, то речь может идти только о том, что щелочка в офшорах будет закрыта для одних и открыта для избранных. Во-вторых, даже если такая цель действительно будет поставлена, реально противодействовать офшорам не могут и более мудрые правительства, чем наше. Поэтому, во-первых, не хотят, а во-вторых, даже если и захотят, то ничего не получится».


«Я бы предложил упрощение законодательства. Чем проще законодательство, тем сложнее его обходить. Тогда будет и стимул возвращаться из тени на свет. Схема известная — это единый налог, просто ставки должны быть иными и, видимо, дифференцированы по отраслям. Это всем понятно и все это знают, но никто не хочет ничего делать, потому что всем выгодно запутанное законодательство, которое будет разрешено избранным обходить, а не избранным в любом случае придется нарушать закон, поскольку все настолько запутано, что, хочешь, не хочешь, а все равно нарушишь. То есть запутанное законодательство обусловлено не фискальными целями, а необходимостью функции устрашения налогового законодательства», - подытожил эксперт.

С мнением других экспертов вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ