11.09.2013 09:12
Многие украинцы не знают, какую роль сыграла партия Народный Рух Украины в становлении украинского независимого государства в 1991 году, какой личностью был один из лидеров НРУ Вячеслав Чорновил и какой противовес он составлял коммунистам. Об этом свидетельствует опрос граждан, проведенный на улицах Киева корреспондентом интернет-издания Новости Украины – From-UA.

Респондентам задавались вопросы о том, какая из партий и какие лидеры стояли во главе украинского политикума конца 1980-х – начала 1990-х гг., кто был идеологом национального движения в Украине в самом конце 1980-х, какая партия была альтернативой украинской КПСС в 1989 году и кто был главным конкурентом первого президента Украины на выборах в 1991 году.

Стоит заметить, что опрошенные либо смутно помнили о существовании Народного Руха и Вячеслава Чорновила, либо вообще затруднялись ответить на вопросы. Однако же, несколько киевлян все же смогли внятно ответить на них.

«Я про Чорновила мало что знаю. Национальное самосознание было же всегда, с момента возникновения нации. Но если говорить о развале СССР, Украина получила независимость из-за интересов правящей верхушки – власть вроде как состояла из коммунистов, но уже не идеологов. Они добросовестно развалили страну на части. Украина благополучно прошла период, когда территориальные претензии к ней были очень серьезные – благодаря длинному языку Кравчука мы успешно вошли в экономическую часть того периода. Почему народ выбрал на первых президентских выборах Леонида Кравчука, а не Вячеслава Чорновила? Народ не выбирал тогда, это был выбор внутри созданной Верховной Рады – иного кандидата никто себе и не мыслил», –рассказал инженер Андрей.



«Я знаю Вячеслава Чорновила, даже на могиле его была, но ничего такого о нем и Народном Рухе не могу сказать», – коротко ответила пенсионерка Мария.



«Я знаю и очень уважаю Вячеслава Чорновила, именно он в 1989 году разбудил украинцев от коммунистического сна. И если говорить о национальном самосознании и о независимости нашей страны, то я был очень сильно возмущен тем, как проходило празднование Дня Независимости – ведь на Крещатике 90% собравшихся разговаривали и пели на русском языке. Ну, Олег Скрипка вне конкуренции – молодец, пел на украинском. Я сам с Донбасса, но уверен – национальный язык надо знать. Я вот за три-четыре дня всю Украину проехал, и я вам скажу, что все же на суржике разговаривают, а такой человек, как Вадик Колесниченко из Партии Регионов, мутит воду», – посетовал дальнобойщик Семен.

«Я не сильно увлекаюсь историей. Понимаете, я жалею своих родителей, они в возрасте уже. И поэтому, каждый год 24 августа я выезжаю копать картошку – 40 соток, вы себе представляете? Все праздники мимолетно проходят. Вот я в этом году был в Крыму, работал там два месяца на кухне. Приехал сюда – и сразу попал на картошку. Помню, что была такая партия – Народный Рух Украины, и что был такой Вячеслав Чорновил – один из ее лидеров. Но что нам эта независимость? Мы живем сейчас не для себя, а для будущего поколения. У меня есть много знакомых, которые за 100-200 гривен продают свой голос. Так зачем тогда жить? Поэтому, если и будет какой-то правительственный переворот, я его поддержу, подставлю плечо. Тогда, может, я и поднимусь по карьерной лестнице, и у моего сына (а я очень хочу сына) будет будущее», – с сожалением объяснил студент Сергей.



«Нам совсем политика неинтересна, мы далеки от этой тематики. Слышали о Народном Рухе, но никогда не вникали в этот вопрос», – рассказали ученицы 11 класса.



«Я думаю, вопрос не в том, кто придал импульс национальному самосознанию в 1989 году. Надо глядеть шире – что, собственно, двигало людьми для создания независимого государства и есть ли оно вообще сейчас. Если вы считаете, что 22 года оно является независимым, то я так не считаю. Мы полностью зависимы от своих комплексов, от энергоносителей. Что касается Вячеслава Чорновила, то стоит сказать, что он был очень честным человеком. Он был как раз один из таких, которым двигали добрые, хорошие, гуманные и мирные идеи. Просто всегда так бывает, что возле лидера собираются люди, которые хотят решить свои проблемы», – высказал мнение бывший сотрудник госструктуры.



«Живу 22 года в независимой Украине, и столько же страдаю по Советскому Союзу. Но тогда, в конце 1980-х, людям хотелось изменений, лучшей жизни. Помню, конечно, и Народный Рух Украины, и Вячеслава Чорновила. Ну, что вам сказать? Кто много говорит – тот мало живет. За свое дело он сам и пострадал», – с иронией заметила пенсионерка Лидия.



Пролить свет на ситуацию вокруг личности Вячеслава Чорновила и деятельности НРУ на стыке 1980-1990-х гг. согласились экс-«руховец», а ныне – президент Института избирательного права Юрий Ключковский, а также лидер Соцпартии и экс-спикер ВР Александр Мороз.

«Народный Рух – это единственная политическая сила, которая во время выборов в 1990 году сумела противостоять тогдашней Компартии. Именно усилиями Руха была создана Народная Рада, опять же, в тогдашней ВР. И именно усилиями Народной Рады, а значит Руха, была принята декларация о государственном суверенитете Украины, а вскоре и акт о независимости Украины. НРУ был тогда единственной альтернативой старой Коммунистической партии, и его роль в получении независимости Украины была не просто огромной, она была решающей. Рух объединял в себе всех тех, кто боролся против тоталитарного режима и за независимость Украины», – убежден господин Ключковский.

«Чорновил возглавил НРУ после президентских выборов 1991 года, когда он набрал 25% голосов в достаточно жестком противодействии, организованном госаппаратом. Чорновил определял деятельность Руха на протяжении последующих лет вплоть до своей гибели в 1999 году. Таким образом, первое десятилетие независимости Украины тесно и неразрывно связано с Вячеславом Чорновилом», – объясняет Юрий Богданович.


Бывший политик также поясняет, почему люди стали забывать и о НРУ, и о самом Чорновиле: «Скажите, а сколько людей помнят, в каком году был провозглашен акт о независимости Украины? Помнят ли они, кто был тогда в НРУ, кроме Чорновила? Помнят ли они, кто такие «шестидесятники»? Знает ли вообще украинский народ историю Украины XX века? Мне кажется, что не знает. Власть практически ничего не делает для того, чтобы государство укоренялось в сознании людей, потому что такое укоренение может случиться только с помощью изучения истории. В любом случае, как только остановится деструктивное влияние Табачника на образование, я думаю, что оно начнет играть ту роль, которую нужно играть в независимой стране».

Почему же, в таком случае, на первых президентских выборах 1991 года украинцы выбрали не истинного украинца и революционера, а партийного функционера Леонида Кравчука, наш корреспондент задет такой вопрос.

«Кравчук получил на выборах более 50% потому, что его оппонент Вячеслав Чорновил выступал такой себе страшилкой – боролся против советской власти, 15 лет провел в заключении и ссылках. На Востоке страны усилиями и пропагандой, в том числе и Леонида Макаровича, его воспринимали как радикала и преступника. Чорновила воспринимали как что-то новое и неизвестное, потому что сама идея независимой Украины была абсолютно новая. Не забывайте, что до декабря 1991 года еще существовал Советский Союз, существовал Горбачев и ЦК партии, и тот же КГБ. Поэтому на то время стереотипы у людей были еще очень сильные, а особенно – в Восточной Украине», – убежден Юрий Ключковский.

Лидер Социалистической партии Украины и экс-спикер Верховной Рады Александр Мороз в свою очередь придерживается несколько иной точки зрения.

«Если не Кравчук, то любой другой чиновник из Компартии стал бы президентом Украины. Роль сыграла инерция общественно мнения. И мне кажется, что если бы Чорновил выступал с умеренно демократическими лозунгами, не делая упор на национализме (хотя он этим и не страдал), то люди бы более внимательно присмотрелись к такой перспективе», – высказывает мнение Александр Александрович.


Лидер Соцпартии также убежден, что люди забыли или постепенно забывают об НРУ и о Вячеславе Чорновиле, потому что это абсолютно естественное явление: они забывают недавние исторические события точно так же, как и те, которым много лет.

«Рух вначале был рухом с маленькой буквы, и брал свое начало от Хельсинской группы. Это движение поддерживала польская «Солидарность». Таким образом, это гражданское движение за права человека и демократию набирало силу. В Рухе вскоре начали доминировать те люди, которые долгое время пребывали в заключении, которые отстаивали независимость Украины. Такие мысли объединяли людей, и неудивительно, что такой активный-реактивный деятель, как Вячеслав Чорновил, был выпестован этим движением и скоро сам стал его лидером», – вспоминает события тех годов господин Мороз.

Экс-спикер Верховной Рады солидарен с бывшим «руховцем» и также отмечает важность НРУ в политической жизни Украины конца 1980-х. Александр Мороз считает, что заслуга Народного Руха состояла в том, что депутаты-«руховцы» в первом парламентском созыве с помощью трибуны использовали гласность в широком понимании: «Заседания были открытыми, и все выступления транслировались по телевидению. Тем самым «руховцы» привнесли в общественное сознание тезис о самостоятельном существовании Украины».

Проблемой НРУ, по мнению господина Мороза, был излишний идеализм, отсутствие единства, прагматиков и практиков, создание Республиканской партии на основе Руха и, собственно, переформатирование его в политическую партию. Это, считает лидер Соцпартии, привело к тому, что гражданское течение, которое собирало четверть голосов избирателей, распалось на маргинальные группы.


«Чорновила беспокоила эта ситуация, он долгое время боролся против такого разъединения, но сам стал жертвой обстоятельств политической борьбы. Кто-то рассчитывал на его электорат, и поэтому лидера НРУ отправили на тот свет. В этом у меня нет сомнений, поскольку незадолго до смерти Вячеслав Максимович дал интервью, в котором ему задали подозрительный вопрос: «А как бы Вы хотели уйти из жизни?», а он ответил: «Ну, чтобы раз – и все», как вскоре и произошло. Он так и не использовал свой потенциал», – резюмировал Александр Александрович Мороз.